Категории раздела

Политическая система Турции [7]

Форма входа

Комментарии


"How to Acquire Special discounts on Accommodations"



"Сколько бы я ни бродил по просторам интернета, но такого сайта больше нет нигде. Ведь только тут есть это: http://igrosoft-online.ru - Деньги на халяву в интернете. Вы не пожалеете, что побывали тут."



"Укр кухонька в неї самі вкусні також рецепти гарнірів
---
http://ukrstol.ru/288-yaytsya_pozakarpatski.html - рецепт Яйця позакарпатськи"



"На мой взгляд самая познавательная лекция."


KURDISTAN к материалу
TRT 6

"ТРТ6 Бне показывает ,вчом дело , ."

О Турции

Главная » О Турции » Политическая система Турции » Политическая система Турции

Сравнительная характеристика конституций Турции
27.03.2012, 17:51
История конституционализма в Турции насчитывает примерно 150 лет. За данный период в стране сменилось 5 конституций, первая из которых была принята еще в Османской империи в 1876 году. В 1921 г. был принят закон «Об основных организациях», внесший существенные поправки в конституцию 1876 г. и ставший по сути новым основным документом государства. В апреле 1924 года была принята конституция новопровозглашенной Турецкой Республики. По итогам военного переворота 1960 года конституция была отменена. На смену ей в июне 1961 года пришел новый основной документ. Наконец, в ноябре 1982 года после очередного военного переворота была принята действующая и сегодня Конституция Турецкой Республики.

Конституция Османской империи 1876 г.


Первая Конституция Турции была принята в период Османской империи в 1876 году на фоне острых политических и экономических трудностей турецкого государства.

В конце 1870-ых годов Турция стала активно втягиваться в мировую экономику в качестве полуколонии империалистических держав. Экономика страны развивалась исключительно за счет роста иностранных концессионных предприятий и филиалов зарубежных банков. Под контролем иностранного капитала находилась почти вся добывающая и значительная часть обрабатывающей промышленности. От полного разделения территорий Османскую империю спали только острые противоречия между империалистическими державами.

В указанный период в Турции сформировалось движение «новоосманов», отражавшее позицию политических сил, социально выигравших от модернизации танзимата. Движение ставило себе основной задачей построение либерального государства с парламентарной формой правления, основанного на патриотизме как вере в демократические ценности, закрепленные в конституции.

К движению новоосманов примкнул известный турецкий государственный деятель великий везирь Мидхат-паша. Вместе с некоторыми членами правительства 30 мая 1876 года он осуществил государственный переворот, в результате которого был свергнут султан Абдул-Азиз (1861-1876 гг.)

Пришедший на смену Абдул-Азизу султан Абдул-Хамид II (1876-1909 гг.) утвердил разработанный Мидхатом-пашой и Намыком Кемалем проект конституции. 23 декабря 1876 г. была обнародована «Конституция Мидхата».

Конституция провозглашала личную свободу и равенство перед законом всех подданных империи без различия вероисповедания, гарантировала безопасность собственности, неприкосновенность жилища, пропорциональное распределение налогов и податей, свободу печати, право на занятие любых административных должностей, а также предусматривала созыв двухпалатного парламента.

Члены верхней палаты, Сената, должны были назначаться султаном на пожизненной основе, а члены нижней избирались путем выборов с учетом имущественного и ряда иных цензов. В компетенцию палаты входило обсуждение бюджета и других финансовых законов.

Власть султана не была ограничена: он не нес ответственность перед парламентом. Султан сохранял право назначать правительство, смещать министров, распускать парламент в случае разногласий с правительством по законопроектам, отменять принятые законы, заключать договоры с иностранными державами, объявлять военное положение, ограничивать гражданские права и свободы, а также право произвольной высылки из страны «вредных для безопасности» подданных. Личность султана объявлялась священной и неприкосновенной. Также сохранялись его функции в качестве халифа - духовного главы мусульман.

Уже в начале 1877 г. султан воспользовался своими конституционными правами и сместил Мидхат-пашу с поста великого везиря. В марте 1877 г.  после первых в истории Османской империи выборов начались заседания парламента. Спустя три месяца султан распустил его и вновь созвал в декабре 1877 г., когда Турция оказалась втянута в войну с Россией. Парламент проработал до конца января 1878 г., потом вновь был распущен и больше не созывался в течение тридцати лет. Фактически с этого времени конституция 1876 г. прекратила свое действие. В отношении новоосманов начались репрессии. Абдул-Хамид II установил самодержавный деспотический режим («зулюм»).

Поражение Турции в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. привело к крушению турецкого господства на Балканах. На Берлинском конгрессе 1878 г. была признана независимость большинства балканских народов. В 1881 г. Франция захватила Тунис, в 1882 г. Великобритания оккупировала Египет. В 1881 г. иностранные кредиторы вынудили султана дать согласие на учреждение ими Управления Оттоманского государственного долга, в ведение которого перешли наиболее существенные доходы Турции и контроль над её финансами.  

На фоне этих событий идеологию движения «новоосманов» частично заимствовали представители патриотично настроенного среднего чиновничества и офицерства, сформировавшие движение младотурок. Первой младотурецкой организацией стал учрежденный в 1889 г. тайный комитет «Единение и прогресс». В июле 1908 года силами офицерства была осуществлена Младотурецкая революция. Султан Абдул-Хамид II был вынужден восстановить действие конституции 1876 г. и снова созвать парламент.

Конституция Турции 1921 г.

В 1913 году генералы Энвер-паша, Талаат-паша и Джемаль-паша осуществили переворот и установили в стране военную диктатуру, основанную на триумвирате. В 1914 году Османская империя была втянута в Первую мировую войну на стороне Германии. 30 октября 1918 г. было подписано Мудросское перемирие, обозначившее выход империи из войны и ее фактический распад. На момент подписания перемирия значительная территория страны была оккупирована англо-греческими войсками. После захвата Грецией Измира 15 мая 1919 г. стихийное народное движение против оккупации переросло в освободительную войну во главе которой стал генерал Мустафа Кемаль-паша.

В сентябре 1919 г. Сивасский конгресс «Обществ защиты прав» избрал руководящий орган революции - Представительный комитет во главе с Мустафой Кемалем. 23 апреля 1920 г. Представительный комитет созвал в Анкаре Великое Национальное Собрание Турции (ВНСТ), провозгласившее себя единственной законной властью в стране.

20 января 1921 г. ВНСТ приняло законт «Об основных организациях», ставший переходной конституцией. Документ содержал 23 статьи и, в частности, провозглашал: национальный суверенитет, создание парламента, избираемого сроком на 2 года и ведающего вопросами войны и мира, законотворчества на основе норм Ислама, формирования Совета Комиссаров. Формально документ не отменял, а только дополнял конституцию 1876 г.: положение султана не претерпело изменений. Однако фактически власть уже перешла ВНСТ.

1 ноября 1922 г. ВНСТ приняло закон об отделении султаната от халифата и о ликвидации султаната с передачей ВНСТ всей полноты власти.

Конституция Турции 1924 г.

29 октября 1923 г. было провозглашено создание Турецкой Республики. Новому государству потребовалась новая конституция, которая была ратифицирована 20 апреля 1924 г.

Согласно новой конституции Турция объявлялась республикой. Государственной религией провозглашался Ислам. Все граждане Турецкой Республики объявлялись турками без учета их принадлежности к тем или иным этническим группам.

В Конституции были закреплены уважение к основным правам и свободам человека, в частности, равенство всех граждан перед законом, свобода слова, совести, печати, собраний, право частной собственности, обязательность начального образования для всего населения страны, неприкосновенность жизни, свободы, собственности, жилища, переписки гражданина. Указанные права могли быть временно ограничены в случае возникновения ситуации, угрожающей государственной безопасности страны, и принятия ВНСТ специального закона.

Законодательные и исполнительные полномочия, а также контрольные функции в судебной сфере принадлежали ВНСТ, избираемому сроком на 4 года. В ведении ВНСТ  также находились вопросы войны и мира, бюджета, ратификация международных договоров, чеканка монет, объявление амнистии, проведение судебных расследований, вопросы связанные с исполнением высшей меры наказания. С целью предотвращения разгона парламента, ВНСТ, по конституции, было запрещено прерывать свою деятельность более, чем на полгода.

Депутатом мог стать любой гражданин Турецкой Республики, достигший возраста 30 лет, не находящийся под уголовным преследованием, не имевший судимости по статьям о мошеннической деятельности, не состоящий на службе в иностранных государственных органах или предприятиях, не являющийся гражданином иного государства, способный читать и писать на турецком языке.

Должность депутата ВНСТ не могла быть совмещена с иной государственной деятельностью. Депутат ВНСТ мог быть отстранен от должности в случае его отсутствия в течении 2 месяцев без уважительной причины, добровольной отставки, переводу на другую государственную должность или по решению 2/3 членов Собрания в случае обвинения в государственной измене или совершении иных преступлений.

Учреждался пост Президента Турецкой республики. Президент избирался ВНСТ из числа депутатов сроком также на 4 года. В случае долговременного отсутствия Президента или его кончины функции исполняющего обязанности Президента Турецкой Республики были закреплены за Председателем ВНСТ. В обязанности Президента входило рассмотрение в десятидневный срок законопроектов, принятых ВНСТ, а также их последующее утверждение совместно с членами Совета Комиссаров. Президент мог быть ответствен перед ВНСТ только в случае государственной измены. За любые правонарушения, связанные с утверждением законов, ответственность лежала на Совете Комиссаров. За Президентом были также закреплены обязанности верховного главнокомандующего.

В Конституции 1924 г. было закреплено создание Государственного Совета, в функции которого входило консультирование Совета Комиссаров при разработке законопроектов.

Судебная ветвь власти не обладала полной самостоятельностью и была подотчетна ВНСТ. В конституции закреплялись независимость судов и принцип открытости судебных процессов. Провозглашалось создание Верховного Суда в юрисдикцию которого входили вопросы судебного преследования членов Совета Комиссаров, Государственного Совета, Верховной прокуратуры и Апелляционного Суда. Членами Верховного Суда, состоявшего из 21 членов, являлись 11 представителей Апелляционного Суда и 10 представителей Государственного Совета, избираемые тайным голосованием всех членов обоих органов. Решения Верховного Суда носили статус окончательных и не подлежали обжалованию.

В 1928, 1934 и 1937 годах в конституцию были внесены незначительные изменения. Ислам утратил статус государственной религии. Женщинам были предоставлены избирательные права. Также в текст конституции были добавлены шесть идеологических принципов Народно-республиканской партии, также известные как «шесть стрел» М.К. Ататюрка: республиканизм, национализм, этатизм, лаицизм,  народность и революционность.

В 1945 г. текст конституции был подвергнут редакции с целью устранения терминов, заимствованных из арабского языка.

Конституция Турции 1961 г.


После Второй мировой войны произошел раскол Народно-республиканской партии. Созданная в 1946 г. оппозиционная Демократическая партия во главе с Д. Баяром и А. Мендересом на выборах в ВНСТ, проведенных в мае 1950 г., получила большинство голосов. Новая администрация стала проводить курс на демократизацию политической жизни и либерализацию экономики. Однако к началу 1960-ых годов в экономике Турции стали нарастать кризисные явления. Возросла политическая напряженность. 27 мая 1960 г. в Турции произошел государственный переворот.

12 июня 1960 г. конституция 1924 г. была упразднена. 9 июня 1961 г. референдум принял новую конституцию. Закрепленные гражданские права не претерпели изменений. Турецкая республика провозглашалась национальным, демократическим, светским, социально-правовым государством с республиканской формой правления.

В новой конституции значительное место было уделено принципам светскости: отсутствие государственной религии, свобода вероисповедания, запрет на эксплуатацию религиозных чувств в политических и личных целях.     Конституция 1961 года впервые провозглашала принцип разделения властей. С созданием Конституционного Суда судебная власть окончательно оформилась как самостоятельная ветвь власти. Претерпела изменения структура ВНСТ. Была усилена исполнительная власть.

В конституции было зафиксировано особое положение чиновничества. Основной закон закреплял статус и ответственность государственных служащих, в том числе и сотрудников государственных экономических организаций (ГЭО), составлявших основу государственного сектора в экономике страны.
 
Не имея отдельных положений, запрещающих радикальную деятельность, конституция ничем не ограничила развитие национализма и политического Ислама. Осталась нерешенной и проблема национальных меньшинств.

Была особо подчеркнута решающая роль государства в экономике. За государством было закреплено право обобществления частной собственности. Пределы экономических и социальных обязанностей государства были ограничены масштабом его экономического развития и наличием финансовых источников.

Конституция Турции 1982 г.


К концу 1970-ых годов политическая и экономическая обстановка в Турции снова осложнилась. На фоне нарастающей волны террора в стране снова был осуществлен государственный переворот, по итогам которого к власти пришел Совет Национальной Безопасности во главе с начальником генерального штаба К. Эвреном. ВНСТ было распущено, деятельность политических партий приостановлена.

По итогам референдума 7 ноября 1982 г. была принята новая Конституция Турецкой Республики, действующая вплоть до настоящего периода.

Конституция установила однопалатную структуру ВНСТ с числом депутатов в 400 человек, избраемых раз в 5 лет. Президент избирается сроком на 7 лет парламентом из числа депутатов. Среди его полномочий закреплено право назначать главу правительства. Усилена роль исполнительной власти в лице надпартийного президента и кабинета министров. Социально-экономические функции государства по сравнению с Конституцией 1961 г. были расширены.

Новацией в области суверенитета стало включение берегов морей, рек и озер в юрисдикцию государства.

В области экономики была подтверждена ведущая роль государства, к ведению которого были отнесены задачи экономического планирования, разработки природных богатств, принятия мер по созданию смешанной экономики и развитию кооперирования.

Значительные изменения текст конституции претерпел в 2001 г. в связи с подготовкой Турции к вступлению в ЕС и приведением основных гражданских прав и свобод в соответствие с Европейской конвенцией прав человека. Они касались устранения ограничений на свободу слова и выражения мнений; отмены смертной казни за исключением преступлений, связанных с терроризмом, совершенных в условиях войны или в случаях ее угрозы; сокращения сроков пребывания под стражей задержанных и арестованных лиц; запрета использования сведений, добытых незаконным путем, в качестве доказательств; расширения прав на создание ассоциаций, проведение собраний и митингов; обеспечение полного пользования профсоюзными правами; уточнения критериев отнесения партий к «центрам антиконституционной деятельности» и порядка их запрещения; ограничения полномочий Совета национальной безопасности.

В 2004 г. были внесены поправки, конституционно закрепившие равноправие мужчин и женщин, окончательную отмену смертной казни, упразднение судов государственной безопасности, приоритет международно-правовых норм нд национальным законодательством в области прав человека.

Пакет поправок, принятый по итогам референдума 21 октября 2007 г., закрепил в Конституции Турции следующие изменения: выборы Президента стали прямыми, срок его полномочий был сокращен до 5 лет, ограничение на переизбрание отменено; срок полномочий ВНСТ был сокращен до 4 лет; количество депутатов, необходимое для принятия законопроекта также сокращено с 67% от общего числа всех членов ВНСТ до 34%.

Последние крупные поправки в конституцию Турецкой Республики были приняты на референдуме 12 сентября 2010 г. Пакет из 26 поправок был поддержан 58% голосов избирателей. Голосование проводилось одновременно по всем предложенным статьям, а не по отдельности, как это было ранее. Поправки коснулись реформирования системы правосудия, в частности Конституционного суда, число членов которого было увеличено с 11 до 17, и Высшего совета судей и прокуроров. Была предусмотрена возможность возбуждения уголовных дел в отношении военных гражданскими судебными инстанциями. Полномочия по возбуждению дел о роспуске политических партий были переданы от Апелляционного суда парламенту.

Изменения коснулись и парламентариев. Избранные депутаты получили право сохранить свои посты, даже если партия, от которой они избирались, будет запрещена, как подрывающая конституционный строй.

Конституционная реформа также ввела институт омбудсмена и признала за госслужащими право на заключение коллективных договоров и проведение забастовок. Также в Конституции появились положения, касающиеся запрета дискриминации детей, пожилых и инвалидов; гарантии защиты личной информации; обеспечения доступа к собственным досье, собираемым государственными учреждениями.

Поправки внесенные в 2000-ых годах значительно изменили содержание Конституции страны. Наиболее вероятной представляется скорая замена Конституции 1982 г. на новый Основной закон, отвечающий реалиям современной политической и экономической обстановки в Турции.   
Просмотров: 16822 | Рейтинг: 5.0/1 | Теги: политсистема Турции

Напечатать

Похожие материалы:
Всего комментариев: 1

0  
GixaxotoNouff   (23.12.2014 23:10) Материал]
Нет аватараHow to Acquire Special discounts on Accommodations

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Лица Портала

Кузнецова Ольга

Поиск по тегам

Погода

Новости