Турция частично преуспела в установлении функционирующей демократической системы, в то время как другие мусульманские государства, в основном, потерпели неудачу. Различие в политических ценностях исламских и западных обществ состоит в отношении к гендерному равенству, соотношению прав и обязанностей гражданина.
Проект по интеграции Турции в западные цивилизации имел успех из-за наличия у нее традиции самоуправления, многонационального состава ее населения, а также тесным связям с европейскими государствами. Авторитарный путь завершился для Турции, когда ее население осознало преимущества демократической формы правления с точки зрения защиты и продвижения своих интересов. Большинство населения убедилось, что светская демократическая Турция, являющаяся частью ЕС с его высокими стандартами жизни и свободой от идеологических шор – это лучшая альтернатива изоляции. 80% турок являются сторонниками членства в ЕС.
Правящая партия в Турции не отождествляет себя с исламом – в этом уникальность турецкого пути. Мусульманское вероисповедание не является «барьером» на пути к модернизации и демократизации.
1. В отличие от других мусульманских стран, Турция никогда не была колонией. Османское владычество установило контроль над обширными территориями в Азии, Африке и Европе, а в границах империи царил относительный мир. Османское общество было этнически и религиозно неоднородным, причем сложившийся баланс между различными этническими группами и стал залогом столь длительного существования империи. Была учреждена система миллетов, наделявшая религиозные общины полуавтономным статусом, управление различными немусульманскими общинами осуществляли их религиозные лидеры. В классический период османской истории система управления не учитывала этнические различия, империей руководили девширме – отобранные среди детей христиан, живших в европейских провинциях, воспитанные в среде турецких крестьян и обращенные в ислам, т.о. к власти приходили люди нетюркского и даже неисламского происхождения. Исключение – султан, однако и жены султана имели самое различное этническое и религиозное происхождение.
В 19-20 вв. повседневная жизнь османской элиты ничем не отличалась от быта европейской правящей верхушки: характерно стремление к восприятию европейских обычаев, вкусов, хорошее знание западных языков и европейской музыки, литературы, философии. Во время начала вестернизации этот процесс на территориях, граничащих с европейскими государствами, воспринимался, как нечто естественное. Однако изначально мировоззрение республиканской верхушки не разделялось большинством населения, однако. За коротким период режим сумел мобилизоваться и заглушить парламентскую оппозицию, подавить ряд восстаний исламистских и курдских группировок. Радикальные реформы позволили отсечь Турцию от исламского наследия османской эпохи. Правящая элита стремилась включить Турецкую Республику в число «цивилизованных» стран Запада.
Исследователи считают, что утверждению демократических порядков должен предшествовать этап институционального строительства. Так, в Турции прежде произошли:
а) создание легитимной бюрократии: формирование слоя бюрократии на основе опред норм и порядков, системы поощрений. Это привело к учреждению министерств и др админ-х структур современного типа. Республиканский период дополнил эту модель гос службы системой социальной мобильности: различные виды соц «лифтов» были предельно открыты для людей незнатного происхождения. Политическое управление в стране не основывается на принципах классовой или же земляческой, племенной солидарности (нет кланов).
б) утверждение верховенства закона: В ранней Османской Империи существовало 2 законодательных источника – шариат и обычное право. Шариат опирался на исламские источники, обычное право фиксировалось в кануннаме – кодексах, создаваемых по указанию султанов как носителей светской власти. XIX в. – формирование правовой системы (реформы танзимата) во имя ограничения абсолютной монархии, 1839г. – попытки установления конституционного строя, 1876 и 1908 гг. заложили основы республиканской формы правления, опирающейся на конституцию, появились первые ростки «гражданского общества», оздано огромное кол-во полит партий, ассоциаций, палат, активизировались общественные движения.
Крах Османской Империи ознаменовал конец системы миллетов, которая была заменена универсальным правом, распространяющимся на всех граждан. Произошло объединение светских судов под началом министерства юстиции, разработка светских коммерческого, уголовного и семейного кодексов по западному образцу, провозглашение в Конституции основных прав и свобод. 1920г. – учреждение ВНСТ, ставшего источником формирования турецкого демокр системы.
в) создание профессиональной армии: республика была провозглашена офицерами османской армии, военные и по сей день остаются верными республиканским принципам, видят свою задачу в том, чтобы быть защитниками светского государства. Армия присягает на верность «нации». Благодаря укреплению связей с НАТО и военной помощи США она является одной из самых современных, дисциплинированных и профессиональных армий в исламском мире. Она неоднократно вмешивалась в полит процессы в стране: 1960, 1980 – 2 переворота, 1971, 1997 – результативное давление на правящие кабинеты с целью заставить их уйти в отставку, однако в отличие от других исламских стран, военные вскоре возвращали власть законно избранным правительствам, они не стремились или не были в состоянии осуществлять прямое управление. Присущее турецкой армии восприятие себя в качестве «опекуна» республики в последние годы подвергается в Турции резкой критике. Армия все чаще становится на пути упрочения либеральной демократии. Правительство Р.Т.Эрдогана, с целью удовлетворения требований ЕС, принимает меры по ликвидации или значительному сокращению контроля военных над гражданскими лицами. Тем не менее, в опросах общественного мнения армия выступает в качестве самого надежного социального института.
2. Тесные исторические связи с Европой: 1453 г. – завоевание Мехмедом II Константинополя – новая фаза отношений с Западом. Мехмед предоставил налоговые льготы местным византийским грекам, решившим не покидать столицу, приглашал в город видных европейцев, предоставлял им специальные торговые привилегии - капитуляции. Османская правящая элита в XIX в. свободно владела французским языком, многие студенты отправлялись на обучение в Европу. Результатом тесной связи с Европой стало проникновение идей Просвещения с их акцентом на позитивизм и прогресс, они стали отправной точкой для основателей Турецкой Республики.
Реформы раннего республиканского периода были беспрецедентны для мусульманских стран. На этапе формирования республики ее лидеры усвоили радикальное понимание лаицизма на французский манер, был проведен ряд правовых и институциональных реформ. В 1926 г. шариатское право было заменено светским кодексом, женщины получили равные гражданские и политические права и возможности в сфере трудоустройства, создана единая светская система образования, отменены султанат и халифат, были введены юридические ограничения на вмешательство религии в дела государства, ислам был поставлен под контроль государства посредством Управления по делам религии. Женщины получили равные права при женитьбе, разводе, установлении опеки над детьми и наследовании, а с начала 30-х они приобрели право голосовать и избираться в различные органы власти. Были предприняты меры по расширению возможностей для их карьерного роста и трудоустройства.
Большинству населения было не так-то легко принять изменения. Тем не менее, поставленная задача осуществлялась благодаря бюрократии, военным, городской интеллигенции. Сегодня же большинство турецких граждан считают, что эти реформы привели к прогрессу.
Соседство с СССР сделало Турцию желанным союзником США в годы «холодной войны». Турция была включена в блок НАТО. Таким образом, ей удалось избежать участи многих мусульман государств, некогда находившихся в сфере влияния СССР, а затем оккупированных США. Турция не имеет нефтяных залежей, что, возможно, защитило ее от прямого европейского и американского вмешательства в ее внутренние дела.
В 1946 г. Турция (по настоянию США) перешла от однопартийной системы к многопартийной, чтобы вступить в НАТО и ООН, а затем сохранила данную линию для вступления в ЕС. В стане улучшается положение в сфере гражданских прав и свобод, приводимых в соответствии с «Копенгагенскими критериями», а также проводятся реформы в рамках гармонизации национального законодательства с законами ЕС.
3. Ранний переход к многопартийности.
Турецкая республика (кроме периодов в 1960 и 1980) все время управлялась кабинетами, созданными по результатам всенародного голосования.
Приверженность демократическим ценностям означает, что турецкие избиратели не приемлют насилия и радикализма в политической больбе. Основная масса населения (67.2%) выступают против вмешательства религии в политику и государственные дела, 60.6% согласились, что турецкой политической системе чужды партии, образованные на религиозной основе.
Быстрый переход Турции к демократической системе помог сдерживать политический ислам в рамках определенных границ. Турция никогда не находилась перед угрозой установления исламского теократического правления. Борьба исламистов за власть велась мирными, цивилизованными методами в рамках демократической системы.
Ряд факторов способствовал умеренности исламского течения:
1) поддержка секуляризма турецкими военными (армия вмешивалась, это стало, например, основой для отставки в 1997 кабинета Н. Эрбакана)
2) активная роль судебных органов: светскость защищена статьями Конституции, не подлежащими пересмотру, и рядом статей в законах, которые запрещают вести религиозную деятельность в политических и корыстных целях;
3) приверженность общества идее светского государства: СМИ, интеллигенция, университеты, профсоюзы, образованные городские жители сохраняли повышенную бдительность;
4) интеграция исламистов во властные структуры способствовала росту умеренности в их взглядах.
Тем не менее умеренный ислам имеет сейчас достаточно прочные позиции в политической системе Турции. В начале 1970-ых в стране возникло исламистское движение «Национальный взгляд». Сейчас оно разделилось на 2 группы. Выступающая за реформы ПСР в настоящий момент находится у власти. Консервативные исламисты образовали Партию счастья. Таким образом, даже с учетом существующих ограничений, исламисты активно участвуют в политической жизни Турции и занимают важные позиции во власти. И эта тенденция только нарастает.
|