Новым этапом развития турецко-иранских
контактов на высшем уровне, интенсифицировавшихся в последние годы, стал
официальный визит в Иран президента Турецкой Республики Абдуллы Гюля,
состоявшийся 13-16 февраля 2011 г. Визит А.Гюля стал первым за последние
девять лет визитом турецкого президента в Иран (за исключением участия
А.Гюля в саммите Организации экономического сотрудничества, состоявшемся
в Тегеране в марте 2009 года). Президент Турции встретился со своим
иранским коллегой Махмудом Ахмадинежадом, аятоллой Али Хаменеи и
председателем парламента Али Лариджани, посетил Тебриз и Исфахан, где
принял участие в турецко-иранских Деловых форумах.
Экономические отношения являются важной составляющей
турецко-иранских связей. Стремящаяся к укреплению своих региональных
позиций Турция следует курсу на расширение экономического сотрудничества
с соседями по региону. Иран, подвергающийся международным санкциям,
ограничивающим его внешнеэкономические возможности, остро заинтересован в
экономическом взаимодействии с Турцией.
В 2009 году Турция и Иран заявили о намерении увеличить до 30
млрд долларов объем торгового оборота, составлявшего на тот период 8
млрд долларов, а в 2010 году достигшего 10 млрд долларов, причем до 80%
иранского экспорта в Турцию составляют поставки газа. В качестве мер,
призванных увеличить рост товарооборота, использовалось стимулирование
приграничной торговли, организация различных ярмарок и выставок, стороны
согласились использовать национальные денежные единицы в качестве
резервной валюты. Произошедшее под давлением США ужесточение контроля
над деятельностью иранских компаний, работавших в Дубае, привело к
притоку иранских предпринимателей в Турцию. Так, только в Стамбуле в
2010 году появилось более 600 иранских компаний.
Масштабы экономического сотрудничества характеризует повестка дня
заседания Смешанной экономической комиссии, которое прошло в Тегеране 7
февраля и, по сути, являлось подготовкой к предстоящему визиту
турецкого президента. Комиссия рассмотрела возможности для развития
сотрудничества, связанного с такими вопросами, как свободные
экономические зоны, инженерно-техническое консультирование, транспорт,
промышленность, таможни, инвестиции, сотрудничество между предприятиями
частного сектора, сотрудничество международной сфере, стандартизация,
аккредитация, метеорология, наука, энергетика, сельское хозяйство,
окружающая среда, радио-телевидение, социальная безопасность, малый и
средний бизнес.
Выступая в Тегеране на заседании турецко-иранского Делового
совета, президент Турции отметил, что примером для построения
экономических связей между Турцией и Ираном может служить тесное
экономическое сотрудничество двух ведущих европейских государств -
Германии и Франции. А.Гюль также напомнил, что успешному развитию
отношений Турции с европейскими государствами, увенчавшемуся вступлением
в Таможенный союз ЕС, способствовала серия коренных реформ, проведенных
турецким руководством, в том числе, в сфере законодательства.
По-прежнему сохраняя намерение увеличить к 2015 году торговый
оборот до 30 млрд долларов, Турция и Иран ведут работу по
совершенствованию условий взаимной торговли и правовой базы, снижению
налогов и тарифов, модернизации таможенных пунктов, направленной на
упрощение таможенных процедур и сокращение времени их осуществления.
Было принято решение о совместном использовании таможенного пункта
Капыкёй-Рази. Сохраняют свою актуальность совместные транспортные,
энергетические и инвестиционные проекты.
В ходе визита А.Гюля в Тегеране были подписаны следующие турецко-иранские соглашения:
- Об экономическом сотрудничестве;
- О сотрудничестве в вопросах борьбы с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков;
- О сотрудничестве в сфере экологии;
- О сотрудничестве в сфере туризма,
- О сотрудничестве в сфере транспорта;
- О культурном сотрудничестве.
Что касается политической составляющей турецко-иранских
отношений, то, как можно отметить, международная конъюнктура
благоприятствует развитию политического взаимодействия и взаимопонимания
между Турцией и Ираном. Турецко-иранское сближение происходит на фоне
таких факторов как резкое ухудшение отношений Турции с Израилем,
обострение иранской ядерной проблемы и череда внутриполитических
кризисов на Ближнем Востоке.
Важным звеном турецко-иранских политических отношений является
посредничество Турции в организации переговоров, связанных с иранской
ядерной проблемой. После второго раунда переговоров «шестерки»
международных посредников с представителями Ирана в Стамбуле в январе
2011 года, который не привел к существенному прогрессу в решении
иранской ядерной проблемы, вопрос о дальнейшем диалоге принял туманный
характер, несмотря на позитивный настрой России и Турции. Анкара открыто
выражает намерение продолжать свои посреднические усилия, осуществлению
которых способствует экономическое сотрудничество и потепление
политического климата в турецко-иранских отношениях. Турция однозначно
высказывается за решение вопроса иранской ядерной программы путем
диалога и переговоров. При этом руководство Турции считает, что
беспокойство международного сообщества по поводу иранской ядерной
программы можно преодолеть благодаря полному сотрудничеству с МАГАТЭ,
опирающемуся на принцип прозрачности.
На встрече А.Гюля и М.Ахмадинежада было принято решение о
совместной разработке новой «дорожной карты» урегулирования ситуации
вокруг иранской ядерной программы.
Характерно, что и Анкара, и Тегеран расценивают итоги
стамбульской встречи «шестерки» как достижение Турции и Ирана. Наиболее
показательном в этом смысле представляется высказывание президента Ирана
М.Ахмадинежада, заявившего, что проведение переговоров в Стамбуле само
по себе является успехом. Именно в Турции обсуждалась иранская ядерная
проблема, представляющая собой один из важнейших политических вопросов
современности. Это означает, что такие великие и древние цивилизации как
Иран и Турция способны влиять на международное равновесие и играть
значимую роль в международных отношениях.
Очевидно, что данный подход в определенной мере отражает позицию
обеих сторон. Продолжение переговоров, все зависимости от фактической
степени их результативности, отвечает интересам Турции и Ирана,
использующим переговорный процесс для усиления своих международных
позиций. В то же время официальный визит президента Турции в Иран,
состоявшийся впервые за последние девять лет в период обострения
ситуации вокруг иранской ядерной программы, призван не только
способствовать углублению турецко-иранских связей, развивающихся,
несмотря на непростое положение Ирана на международной арене, но и
свидетельствовать о них мировому сообществу.