Иран и Турция в своем развитии опробовали разные экономические модели. До конца 70-х гг. эти модели часто совпадали и по своему характеру, и даже хронологически. С конца 70-х – начала 80-х гг. модели этих стран диаметрально разошлись, турецкая ускорила свою эволюцию в сторону европеизации, а иранская стала развиваться в условиях исламского правления, пытаясь опираться на нормы шариатского права. Для сравнения эффективности моделей может быть использован различный набор показателей, в рамках данного доклада использованы макроэкономические показатели (динамика ВВП, размеры ВНД на душу населения, индекс человеческой жизни).
1. С середины 20-х гг. в Иране, как и в соседней Турции, основным направлением экономической политики стало внедрение этатистской модели. При сохранении монархии и конституционно закрепленной роли ислама фактически была избрана светская модель развития. В обеих странах была создана правовая база европейского типа, были значительно ограничены экономические позиции духовенства.
И в той, и в другой стране основным источником финансирования программ развития стали внутренние ресурсы. Это относится не только к Турции, которая старалась выкупить у иностранных компаний принадлежавшие им предприятия, но и к Ирану, в котором продолжала действовать одна из крупнейших в мире нефтяных концессий- Англо-иранская нефтяная компания. Доходы от этой компании вкладывались иранским руководством преимущественно в модернизацию армии, а экономическое развитие осуществлялось за счет внутренних ресурсов. И для Турции, и для Ирана использование этатистской модели оказалось эффективным.
Среднегодовые темпы прироста ВНП Турции с 1930 по 1940гг. составили 3,9% (в пост. ценах). ВНП на душу населения вырос почти в два раза (с 55 долл. до 104долл). К сожалению, аналогичных данных по Ирану нет. В определенной мере отражением того экономического подъема, который переживал Иран в это время, могут служить данные о приросте капитала действовавших в эти же годы компаний. Их среднегодовой прирост составлял 25%. Расчеты ВВП, сделанные по данным иранской национальной статистики, работ J.Bharier, R.Looney, позволяют вполне корректно говорить том, что подушевой размер ВНП на душу населения в Иране ( в 1936г.-85 долл., в 1940г. –более 90 долл.) не очень сильно отличался от турецкого.
2. Однако война и особенно первые послевоенные годы значительно снизили экономический потенциал Ирана по сравнению с Турцией. Причиной был - ввод союзных войск в Иран, переключение экономического потенциала на обслуживание нужд фронта, образование, а затем разгром после войны национальных автономий в Азербайджане и Курдистане. В начале 50-х в период движения за национализацию нефтяной промышленности Иран впервые стал объектом санкций со стороны стран-покупателей нефти. В 1950г. размер ВВП на душу населения оценивался А. Мэддисоном ( в ценах 1990г.) в Иране в 1720долл.. В Турции -он выше, но всего на 5,7% (1818долл.) ( Maddison A. Monitoring the World Economy: A Millennial Perspective. Paris: OECD, 2001)..
3.После военного переворота 1953г. в Иране делается попытка некоторой либерализации экономической модели - отхода от государственного монополизма, ставка на поддержку частного предпринимательства, на использование иностранного капитала. Аналогичная попытка в Турции предпринимается несколько раньше -с начала 50-х годов, после прихода к власти Демократической партии. Экономические системы двух стран в 50-е годы начинают постепенно эволюционировать в сторону децентрализации, постепенно начинают упраздняться созданные ранее монополии. Практически одновременно принимаются законы о поощрении иностранного капитала (в Турции в 1951, затем в 1954г., в Иране- в 1955г.(после двухлетних дебатов). Но еще в первой половине 60-х годов разница в величине ВНД на душу населения продолжает сохраняться в пользу Турции.
4. Ускорение в 60-70-е годы процессов модернизации в Турции (после принятия ее в ассоциированные члены ЕС), и особенно в Иране, где шахским правительством был проведен комплекс реформ «сверху», шло в рамках моделей, характерных для «смешанной экономики». И в Турцию и в Иран начинают активно привлекаться прямые частные инвестиции, благодаря чему в странах создаются новые отрасли промышленности- автомобильная, металлургия, нефтехимия. К этому времени, помимо приближенной к европейским стандартам экономической модели, для Ирана, в отличие от Турции, все большую роль в экономическом развитии начинает играть такой фактор, как доходы от нефти. Иран эффективно использует возможности ОПЕК для поднятия цен на нефть, закупая на эти доходы готовые предприятия. Удачно проведенная аграрная реформа значительно расширила внутренний рынок, что также стимулировало рост экономики.
И уже в 1973 г. (т.е. через два десятилетия) объем ВВП на душу населения (по данным А. Мэддисона) в Иране составил 5445 долл.( в ценах 1990г.), в Турции - 3753 долл. Т.е. уровень в Иране уже превысил турецкий, и довольно значительно - на 45%. В 1973-1977гг., после скачка цен на нефть, когда среднегодовые темпы роста Ирана стали превышать 10%, разрыв еще более увеличился в пользу Ирана.
Однако ускорение темпов экономической модернизации вызывало нарушение сложившихся социально-политических структур, что привело к политическим потрясениям. Исламская революция 1979г. в Иране установила исламское правление, прервав реализацию светской модели экономического развития и изменив в корне взаимоотношения Ирана с мировым сообществом. Военный переворот в Турции (1980г.) смог удержать страну в рамках вестернизованной модернизации.
5. После этого Турция приступила к кардинальному изменению своей экономической стратегии, начав внедрение рыночных принципов, импортозамещающая модель сменилась на экспорториентированную. Если в 80-е годы Турция осваивала новые методы хозяйствования, создавала правовые условия для переориентации экономики на частное предпринимательство, в Иране была сформирована вновь фактически этатистская модель, но на базе исламских принципов. Внешние связи были ограничены, использование иностранного капитала было запрещено. Такая полуавтаркическая исламская модель смогла помочь вынести тяготы военного времени, но не привнесла принципиально нового в факторы экономического роста. В результате через 10 лет после перехода к новым моделям , т.е. к 1990г. Иран по уровню ВВП на душу населения (Турция-5441 долл., Иран-3586) значительно отстал от Турции - на 51%. Т.е. соотношение стало обратным в сравнении с 1973г. Этот период стал пиком расхождения направленности экономических моделей двух стран.
6. Но после 1990г. Иран в рамках исламского строя начал переход на рыночные основы хозяйствования- очень медленно, оставляя за государством не только инфраструктурные отрасли, как в Турции, но и главные сырьевые отрасли. В настоящее время обе страны, несмотря на разные политические системы, реализуют модель рыночной экономики как основополагающую. Наиболее продвинулась на пути создания экономики открытого типа Турция, где наиболее быстрыми темпами развиваются отрасли, ориентированные на экспорт. Иран находится пока в стадии становления рыночной экономики, ставя своей главной целью создание социально ориентированной модели.
Процесс экономической либерализации проходил и проходит в Иране и Турции с большими трудностями, сопровождаясь приостановкой темпов экономического роста, финансовыми и экономическими кризисами.
Для Турции особенно сильными были кризисы 1994г.,1998-1999гг., кризис конца 2000г, финансовый кризис 2001-2002г. Именно после этих последних кризисов Турция, даже после прихода к власти исламской партии, наиболее активно стала проводить экономический курс в рамках рыночных концепций и с целью интеграции в мировую экономику и ЕС. Стремление достичь экономических критериев, необходимых для вступления в члены ЕС, широкое использование, как кредитов МВФ, так и прямых иностранных инвестиций, стали факторами, способствовавшими ускорению темпов развития. В результате темпы роста ВВП Турции составили в 2000-2008г.г.- 5,9 %.
Для Ирана развитие кризисных ситуаций вплоть до 2010г. практически напрямую зависело от цен на нефть. Именно падение почти вдвое цен на нефть в 1986г. заставило Иран согласиться на мир с Ираком и начать разработку новой экономической модели. Кризис 1998г. для Ирана, внешнеторговая квота которого в значительной мере зависит от экспорта нефти, был обусловлен также резким падением (до 11,9 долл.) цен на нефть. Одновременно это стало стимулом активизировать проведение рыночных реформ, расширить географию внешнеэкономических связей. Недаром именно на этот период пришлось правление реформаторских сил, выдвижение концепции диалога цивилизаций, достаточно позитивный процесс переговоров по ядерной тематике. И уже в 2003г. Иран опередил Турцию по размерам ВНД на душу населения (Иран-7190, Турция-6690долл.). В 2000-2005г. темпы роста составили в Иране 5,8%, в Турции, переживший финансовый кризис в 2001-02гг., были ниже - 5,2%.
7. Экономическая либерализация в Иране стала стимулировать политическую либерализацию и угрожать позициям духовенства. Оно привело к власти в 2005г. правительство Ахмадинежада. В связи с начавшимся со второй половины 2005г. повышением цен на нефть (средний уровень цен за 2004г.- 37,4 долл., за 2005г.- 50 долл.) это правительство вновь усилило элемент популизма в экономической модели. Рост цен на нефть до 91,5 долл. в 2008г. позволил обеспечить Ирану в период 2000-2008гг. темпы роста в 6,0%, т.е. несколько выше, чем в Турции ( 5,9%).
Но накануне мирового кризиса, в 2005-2008гг., темпы роста ВВП Турции стали опережать темпы роста ВВП Ирана, несмотря на высокие цены на нефть. Таким образом, полученный в результате перестройки экономики импульс ускорения оказался для Турции более стимулирующим фактором, чем цена на нефть для Ирана. Если ВНП на душу населения в Иране принять за единицу, то соотношение этого показателя к турецкому уровню составляло на всем протяжении 2005-2009г. 1:1,2. Таким образом, даже повышение цен на нефть не снизило уровень разрыва.
По рейтингу благоприятности условий для предпринимательской деятельности Турция заняла в 2010г. 73 место среди 183 стран, а Иран - всего лишь 137-ое.
Снижение цены на нефть заставило правительство Ахмадинежада также пойти на внедрение в экономику более рыночных механизмов. (В последние два года сокращается субсидирование ряда товаров, в первую очередь, бензина и хлеба. Вновь сделана попытка ввести в налоговую практику НДС.) Однако, несмотря на это, темпы роста иранской экономики замедлились. Особенно заметен разрыв в объемах ВВП по обменному курсу. При почти одинаковом населении (Турция - 74,8 млн., Иран - 72,9 млн. в 2009г.) объем ВВП Турции (617 млрд. долл.) чуть ли не вдвое (на 86%) превосходит ВВП Ирана (331 млрд.долл.). По прогнозам МВФ ( в октябре 2010)Турция, испытав падение ВВП в 2009г. на -4,7%, в 2010г. выйдет с ростом на 7,8%, в 2011- на 3,6% и 2015г.-на 4,0%. ( в апреле прогнозировались более низкие показатели, например, для 2010г.- 3,1% роста). Для Ирана, который избежал отрицательных темпов в 2009г., показатели на перспективу более низкие- всего 1,6% на 2010г., 3,0%- на 2011г. и 3,0% -на 2015г. При этом пересмотр апрельских прогнозов был произведен в сторону снижения, особенно в отношении 2010г. (с 3% до 1,6%). Несмотря на заявленную приоритетность социальной политики, Иран отстает от Турции и по индексу человеческого развития. В 2009г. Турция заняла 79 место (войдя в группу стран с высоким уровнем развития экономики), а Иран- 88 место (средний уровень развития).
8. Является ли это свидетельством большей эффективности более светской и вестернизованной турецкой модели? Однозначного ответа на этот вопрос, как представляется, дать нельзя. Реализация турецкой и иранской моделей в последние несколько лет проходила в различных внешнеэкономических условиях. Реализация иранской модели в первой половине 2000-х годов давала все основания прогнозировать поступательное развитие, с постепенным включением ее в мировую экономику на макро-и микроуровнях ( но с сохранением защитных социальных механизмов, базирующихся на исламских принципах). Общеизвестно, что эффективное функционирование рыночной экономики требует свободного перемещения товаров и капиталов, как в стране, так и на мировом рынке. Но преградой такому функционированию стали со второй половины 2000-х годов экономические санкции в отношении Ирана, введенные СБ с 2007г., а США- ранее. Наиболее негативными для иранской экономики станут введенные в июле 2010г. санкции ЕС и дополнительные санкции США. Может быть, МВФ и снизил поэтому в октябре 2010г. прогнозные оценки по Ирану.
Под действие санкций попали крупнейшие иранские банки, промышленные и транспортные компании. Наиболее серьезный удар нанесен по энергетическому сектору ИРИ. Заметно сократился приток иностранных инвестиций. Безусловно, это отрицательно отразилось на экономическом развитии. Это может стать и стимулом для ускорения формирования рыночной экономики, но может, особенно при темпах ВВП -нулевых и особенно ниже нулевых, привести к обратному. В этом случае будет продолжена политика субсидирования, замедлится процесс приватизации.
Но эта потеря иранской моделью своей эффективности по сравнению с турецкой не является результатом действия самой иранской модели, а следствием политического давления извне. В годы, когда экономика Ирана находилась в одинаковых с другими странами условиях, ее развитие, как было сказано выше, было достаточно эффективным. При этом и исламские принципы изменялись под влиянием объективных потребностей экономического развития.