Президент Турции А.Гюль выступил на
заседании Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в ходе зимней
сессии данной организации, проходившей в Страсбурге в период с 24 по 28
января 2011 года. Год назад председателем Ассамблеи был избран
представитель Турции Мевлют Чавушоглу, который стал первым гражданином
Турецкой Республики, занявшим данный пост с момента вступления Турции в
Совет Европы в 1949 году. Избрание М.Чавушоглу повысило роль Турции в
ПАСЕ, и позволило турецкому руководству делать акцент на своем участии в
развитии европейских демократических институтов. В то же время данное
событие вписывается в общую стратегию более активного участия в
деятельности международных организаций, которой Турция следует в
последние годы.
Кроме того, с 10 ноября 2010 года к Турции перешло
председательство в Комитете министров Совета Европы сроком на 6 месяцев,
что было прокомментировано министром иностранных дел Турции
А.Давутоглу, непосредственно возглавившим Комитет министров, как
свидетельство уровня демократии, достигнутого Турцией. Поводом для
подобных заявлений служит тот факт, что Комитет министров Совета Европы
наблюдает за выполнением решений Европейского суда по правам человека.
В этой связи в высказываниях турецкого руководства на европейских
форумах повышенное внимание уделяется вопросам демократического
развития. В своем выступлении, а также в беседах с журналистами в
Страсбурге президент Гюль обозначил позицию Турции, рассматривающей ПАСЕ
как «самую представительную демократическую платформу Европы», по
основным проблемам, привлекающим внимание или вызывающим озабоченность
европейских стран.
- Мировой экономический кризис и роль Европы в будущем мировом устройстве:
Последствием экономического кризиса стала утрата европейскими
странами прежних темпов развития, что в перспективе приведет к смещению
центра силы из Европы в Азию. Вместе с тем, Европа, послужившая
колыбелью таких универсальных понятий как демократия, верховенство
закона и уважение к правам человека, в данной сфере останется образцом
для подражания для остального мира. Подобная роль на глобальном уровне
возлагает на европейские страны особую ответственность за сохранение
общих ценностей и стандартов.
- Проблемы безопасности и стабильности:
Такие опасные тенденции как взаимное отчуждение различных
конфессиональных, этнических и культурных групп, тем более, их
радикализация, ослабляют социальные связи внутри каждого государства и
угрожают целостности и единству европейских обществ. Решение вопросов,
связанных с возможностью мирного сосуществования различных народов,
является предварительным условием для решения проблем поддержания
безопасности и стабильности, как внутри отдельно взятых государств, так и
на международном уровне.
- Проблемы иммигрантов:
Особенную озабоченность президент Гюль выразил в отношении
антииммигрантских настроений, распространяющихся во многих странах, в
которых большую поддержку на выборах получают политические партии,
выступающие за ограничение иммиграции, считая ее одной из основных
причин роста безработицы, преступности, бедности и социальных проблем.
По словам президента, демократизация постепенно ведет к культурному
разнообразию, «рассматривать Европу в качестве крепости нерационально и
нереалистично».
- Проблема терроризма:
В очередной раз заявив, что терроризм не имеет связи с исламом,
президент Гюль отметил, что мусульмане также страдают от действий
террористов. «Подобно другим религиям, ислам учит терпимости и уважению к
людям. Так же, как это происходит с другими религиями, использование
ислама в политических целях влечет за собой нетерпимость и политический
экстремизм».
- Столкновение цивилизаций:
Президент Турции призвал политические силы Европы действовать, в
первую очередь, руководствуясь правами человека, и не оказывать доверия
политикам, утверждающим, что Европа ведет войну с другими культурами и
религиями. Если влияние подобной риторики не взять под контроль, она
может негативно сказаться на европейской демократии. Это будет тем более
печально, что в наши дни международная обстановка гораздо более
благоприятна для Европы, чем в 1949 году, когда создавался Совет Европы.
Теперь Россию не рассматривают в качестве противника, против которого
премьер-министр Великобритании У.Черчилль в свое время предложил создать
общую армию. Президент отметил необходимость выработки общего
политического языка, применимого, как внутри государств, так и на
мировой арене, что будет способствовать повышению взаимопонимания
различных культур. Для преодоления угроз и сложностей сегодня нет
необходимости создавать общую армию, достаточно «создать общую совесть
Европы».
- Внешняя политика Турецкой Республики:
Отвечая на уже ставший традиционным вопрос о смене вектора во
внешней политике Турции, президент Гюль сказал, что вектор, которого
придерживается Турция, следует оценивать не с точки зрения географии, а с
точки зрения демократических и правовых стандартов. Турция развивает
отношения с окружающими ее странами в соответствии с особенностями
своего геополитического и геостратегического положения на тех же
основаниях, на которых Великобритания проводит активную политику в
рамках Содружества, а Франция возрождает исторические связи с
государствами Северной Африки. Осуществляемое в контексте многовекторной
внешней политики углубленное сотрудничество Турции со странами, с
которыми она имеет исторические связи, не должно вызывать неадекватную
реакцию мирового сообщества.
- Положение религиозных и этнических меньшинств в Турции:
Отвечая на вопрос о мерах турецкого правительства, направленных
на защиту христианского и прочих меньшинств, А.Гюль указал, что
положение данных групп населения Турции всегда регулировалось на основе
Лозаннского договора, гарантировавшего права меньшинств. Все граждане
Турецкой Республики равны перед законом вне зависимости от своей
конфессиональной или этнической принадлежности. Правительство Турции
работает над усовершенствованием тех аспектов положения меньшинств,
которые в этом нуждаются. При этом президент подчеркнул, что ни одна
страна, включая государства Европейского Союза, не может похвастаться
наличием совершенного законодательства в данной сфере и полным
отсутствием проблем.
-Избирательный барьер:
Турция не намерена снижать 10% избирательный барьер в преддверии
предстоящих в июне 2011 года парламентских выборов, поскольку турецкая
конституция запрещает изменять правила проведения выборов менее чем за
год до их проведения. В то же время после выборов важнейшим пунктом на
повестке дня политической жизни станет задача принятия новой
конституции, в процессе работы над которой может быть рассмотрен вопрос о
снижении избирательного барьера. По словам президента, к нынешней
конституции было сделано так много поправок, что ее внутренняя логика
оказалась нарушенной.
- Отношения Турции с Израилем:
Руководство Турции придерживается мнения о том, что
ответственность за ухудшение турецко-израильских отношений лежит на
Израиле. Посредническая миссия в урегулировании арабо-израильских
отношений, которую ранее брала на себя Анкара, расценивается Турцией не
как средство для повышения собственного престижа, а как форма
деятельного участия в попытках создать в регионе атмосферу стабильности и
сотрудничества. Если руководство Израиля теперь сочтет, что Турция не
заслуживает доверия в качестве посредника, то это будет свободным
решением Израиля, в то время как Турция никогда не отказывалась от
усилий по установлению мира в регионе.
В выступлениях президента Гюля в Страсбурге обращает на себя
внимание уверенная аппеляция к западным демократическим ценностям при
отстаивании интересов Турции. Президент Турции даже выступил с критикой
визовой политики Евросоюза, ущемляющей интересы турецких бизнесменов,
работающих с европейскими странами в рамках Таможенного союза. Очевидно,
что активизация восточного направления внешней политики вовсе не
означает, что Турция не намерена стремиться к усилению своих позиций на
европейском фронте.