После принятия во Франции законопроекта об уголовной ответственности
за отрицание геноцида армян, Турция отозвала своего посла из Парижа, а
министры обеих стран пошатнули информационное поле "Турция - Евросоюз" целым рядом жестких, а порой и оскорбительных заявлений. В
1915 году ВМС Франции эвакуировали беженцев-армян с побережья Турции,
дабы спасти их от верной смерти. Почти 100 лет спустя, Франция и Турция
снова оказались по разные стороны баррикад. Но вопрос геноцида армян в
данном случае оказался лишь разменной монетой. Ключевой проблемой для
России сегодня является понять, что стоит за происходящим и к чему это
приведет. Прежде всего, необходимо отметить, что Франция и ранее
занимала достаточно жесткую позицию по отношению к Турции. Французы
всегда стараются быть политкорректны, избегать резких высказываний,
сглаживать углы в рамках ЕС. Однако в отношении Турции они практически
перестали использовать замысловатые слова, стали выражать свои мысли
прямо и конкретно. Так, президент Франции Николя Саркози
часто утверждал, что Турция не принадлежит к Европе, предлагал не
давать Анкаре пустых обещаний, подчеркивал, что Турецкая Республика
"может стать ассоциированным членом, а не полноправным участником" ЕС.
Точка зрения многих французских политиков (например, Алена Жюппе, Бернара Кушнера, Пьера Лелуша)
относительно вступления Турции в ЕС неоднократно менялась. Бывший
премьер-министр Франции Ален Жюппе - теперь ярый противник расширения
Евросоюза. Он заявил: "Когда речь идет о Турции, в игру вступают сердце и
разум. С точки зрения сердца, я туркофил. Я люблю эту страну, и я часто
там бывал. Это потрясающая страна, и жители ее такие же. Однако разум
подсказывает мне, что сделать Турцию 28-ым или 29-ым государством Европы
- значит изменить саму Европу. И я не слишком благосклонно к этому
отношусь". За жесткой позицией Франции в отношении Турции скрыта
целая сцена противоречий. Незавуалированные критические высказывания в
отношении Анкары стали нормой в Париже, что, прежде всего, связано с
растущим недовольством французов миграцией. Власти Франции переводят
внимание граждан с вопросов внутренних на вопросы внешние, тем самым
вовлекают народ в дебаты о расширении ЕС, переключают их недовольство на
турок, которые, как и проживающие во Франции арабы, преимущественно
исповедуют ислам. Саркози не может напрямую критиковать своих арабских
сожителей, которые моментально ответят ему погромами. В этой связи весь
гнев коренных жителей за счет грамотной работы манипуляционной машины он
переключает на Турцию. Некоторые эксперты предполагают, что
законопроект приурочен к предвыборной кампании Саркози. Судя по реакции
мировой общественности и граждан вовлеченных в скандал стран, проблема,
по-прежнему, готова взорвать информационное пространство. Французские
политики по-разному охарактеризовали эту попытку защитить память о
страшном эпизоде в армянской истории. Кто-то назвал законопроект
"пародией на честную историю", кто-то "избирательными маневрами", а
некоторые (и, вероятно, они ближе всего к истине) тонко завуалированной
попыткой ЕС дистанцироваться от Турции. Вполне возможно, что за
текущим очередным витком ухудшения отношений между Парижем и Анкарой
кроется противостояние на Ближнем Востоке и в Северной Африке, борьба за
место под американским солнцем двух лидеров - Эрдогана и Саркози.
Особенно актуально данное столкновение становится, если учитывать
управляемую из-за океана неопределенность будущего положения Турции в
сирийском вопросе и претензии Анкары на месторождения на юго-востоке
Кипра и на севере Ирака. Текущее столкновение между Францией и
Турцией аккурат встраивается в более глобальный тренд - охлаждение
отношений в поле Турецкая Республика - Евросоюз. Надвигающийся
ледниковый период грядет неизбежно, учитывая трансформацию политического
режима Турции в сторону создания собственной политической идеологии
мягкого ислама в противовес жесткому исламизму иранского типа. Нельзя не
встраивать текущий процесс и в концепт экономического кризиса, в
частности - сложностей финансового характера в еврозоне. Именно они
влияют на общественное мнение европейцев и на власть в контексте о
возможности/невозможности расширения европейского пространства. Иными
словами, сегодня ни переживающему кризис ЕС, ни новой Турции не до
интеграции. И в кратко- и среднесрочной перспективах, если не произойдет
никакого форс-мажора, тенденция на ослабление евро-турецкого
взаимодействия сохранится и лишь приумножится. Стратегически Турция
стремится стать самостоятельной законодательницей мод - державой
мирового уровня, а не частью размытого раздираемого противоречиями
пространства. Авторы: В.А.Аватков, А.А.Солодовникова Источник: Информационное агентство "Regnum"
|