Во время «арабской весны» на сцену мировой политики вновь
поднялась Турция. Турецкая Республика и раньше неоднократно претендовала
на важные роли во всемирно известных политических пьесах. Однако
после периодов застоя и перерождения ей пришлось пройти сложный путь.
И лишь сейчас Турции удалось заполучить роль надрегионального лидера,
державы, интересы, идеология и образ действий которой простираются
на несколько окружающих ее регионов. Расширилась и ресурсная
база. Возросли амбиции пережившей переформатирование турецкой
элиты.
Однако «Большой Брат» — США — никуда не делся, и именно
в этих условиях Турция вошла в эру «арабской весны».
Действия Турции во время «арабской весны» — это уже написанная
книга, основное послание и энергетику которой сложно понять самим
субъектам турецкой политики, да и их союзникам
на американском континенте, без знания контекста. Во-первых, это приход
к власти умеренной исламской Партии справедливости и развития (ПСР);
во-вторых, американский проект «Большой Ближний Восток»; и в-третьих,
осмысление всей внутренне- и внешнеполитической линии Турецкой
Республики. За своё почти десятилетнее правление, ПСР провела целый ряд реформ,
важнейшие из которых — экономическая, военная и политическая.
Искусная политика лидеров партии привела к радикальному снижению роли
военных, являвшихся символом светского пути развития Турецкой Республики
со времен Ататюрка и одновременно препятствием на пути
интеграции страны в ЕС. Проведенный в сентябре 2010 г.
референдум по изменению конституции позволил правящей партии, с одной
стороны, расширить права и свободы граждан, а с другой —
незаметно сузить пространство независимости судей и военных чиновников.
Развитие внешнеполитической доктрины министра иностранных дел Турции Ахмета
Давутоглу «Ноль проблем с соседями» позволило совершить прорыв
в отношениях с Сирией, Ираном, Россией, Грузией и рядом других
партнеров. Произошла своего рода переориентация внешней политики страны —
от исключительно западного направления к многовекторности. Это
отвечало задаче сохранения целостности государства, особенно в свете
американских планов по изменению границ в рамках проекта «Большой
Ближний Восток». С приходом к власти ПСР Турция фактически вступила в борьбу
за сохранение и упрочение своего места под американским «солнцем»
в новых реалиях ХХI в. В то же время нельзя
не отметить, что экономические нововведения ПСР привели к укреплению
позиций арабского капитала на турецком рынке и усилению внутри страны
людей, так или иначе связанных с партией. Иными словами, правящая партия
все продумала и поставила на ключевые посты своих людей
в надежде не просто остаться у руля, но и продолжать
удерживать все необходимые рычаги влияния. Интересы и позиция Турции в «арабской весне» После морозной зимы и определенного затишья, напоминающего
сосредоточение сил, новая турецкая политическая элита открывает чистую страницу
книги истории и вступает в непростой бой на новом для себя
поприще. С одной стороны, ей нужно не упасть в грязь лицом
перед населением, только что отошедшим от светской модели и вставшим
на путь признания новой идеологии глобализированного под
турецко-американским соусом ислама. С другой
стороны, необходимо грамотно встроиться в диктуемый США новый мировой
порядок и занять более высокую ступень в его иерархии за счет
«независимой», а на самом деле проамериканской позиции, за счет
возвышения над арабами, конфликтного поведения в отношениях
с Израилем, действий на опережение. Пролог Руководители Турции, в отличие от лидеров оппозиции, выразили свою
точку зрения на «арабскую весну» не сразу, а после долгой паузы.
Их бездействие вызвало шквал протестов внутри страны, грозивших
усложнением внутриполитической обстановки. Твердая позиция премьер-министра
Р. Т. Эрдогана продемонстрировала приоритетность для руководства
страны задач по защите и эвакуации турецких граждан, проживающих
в зоне арабских восстаний, а также положила конец внутриполитическим
спекуляциям. В то же время опытный политик Эрдоган не спешил
признавать победоносное шествие «арабской весны». Только оценив возможности,
открывающиеся для Турции в связи со сменой элит на Севере Африки
и на пространстве Ближнего Востока, премьер стал все более активно
поддерживать «революционные» силы, а впоследствии — евро-американскую
коалицию в Ливии.
Цели Турции в событиях «арабской весны» можно сформулировать следующим
образом:
- смена элит на конфликтном пространстве, приход к власти новых
субъектов исламского типа, подконтрольных Турции, которая способна получить
от США полномочия на управление процессами вплоть до определения
степени глубины исламизации новых элит;
- сохранение территориальной целостности и переформатирование карты
проекта «Большой Ближний Восток» за счет реализации американских проектов
по смене устаревших режимов при сохранении и повышении
их контролируемости, а также благодаря согласию исполнять в этом
контексте роль «самостоятельной» правой руки США;
- повышение своей роли как державы не просто регионального,
а надрегионального уровня, способной решать задачи глобального характера
(это вписывается в доктрину А. Давутоглу «Ноль проблем с соседями»
и соответствует его идеологии по превращению Турции в державу
мирового уровня);
- демонстрация реальной приверженности США и готовности действовать
в рамках их политики во имя сохранения относительного
суверенитета и удержания правящей элиты у власти;
- расширение возможностей использования всех видов «сил», среди которых
главнейшую роль играет религиозно-нравственная (идеологическая) сила,
олицетворяемая исламским тарикатом (сектой) «Нурджулар» во главе
с проживающим в США турком Ф. Гюленом;
- подготовка базы для выдвижения на лидирующие позиции в рамках
процесса признания палестинского государства, а также в условиях
расширения управляемой анархии;
- противодействие распространению «арабской весны» на свою
территорию;
- защита интересов собственных граждан;
- вывоз государственного имущества из зоны конфликтов.
Турецкая политическая элита, преимущественно получившая образование
в США, выстраивает свою внешнеполитическую линию, во многом благодаря
деятельности министра иностранных дел, профессора международных отношений
в Университет Бейкент А. Давутоглу, в духе сочетания идеалистических
и реалистических идей. Такого рода политика позволяет Турецкой Республике
следовать собственной стратегии, исходящей не из сиюминутных,
а из средне- и долгосрочных целей. Ресурсы, использованные Турцией во время «арабской весны» Турция не располагает ресурсами в таком количестве и такого
качества, которые необходимы, чтобы проводить политику, соответствующую державе
мирового уровня. В то же время США, ввязавшиеся за последние
годы в войны в Ираке и Афганистане, вовлеченные
во всемирную борьбу с глобальным злом в лице терроризма, также
сталкиваются с дефицитом ресурсов. И здесь на повестку дня
выходит оправданный временем турецко-американский симбиоз.
Америка не может начать очередной конфликт, развязав военные действия
в Сирии или Иране. Но сохранять мировое лидерство, воздействовать
на все уголки мира Соединенным Штатам необходимо, следовательно,
им нужна частично суверенная рука, которая могла бы и хотела
выполнять соответствующие задачи. В свою очередь, Турция хочет расширить
влияние в ближневосточном регионе, но для этого ей необходим
за спиной «Большой Брат». Получается симбиоз.
За время событий «арабской весны» США фактически передали Турции
полномочия по оказанию давления на сирийский режим и ведению
«перепалки» с Израилем. В распоряжении Турецкой Республики оказались
кнут и пряник smart power: возможность продемонстрировать арабам,
с одной стороны, силу посредством давления на Сирию (soft power)
и боевых действий против курдов и шире — террористов внутри
страны и в северном Ираке (hard power), с другой —
солидарность посредством вызывающего поведения в отношении Израиля. В контексте «арабской весны» Турция располагает следующими
ресурсами: - территория, соединяющая Запад с Востоком, Север с Югом
и объединяющая целый ряд микро- и макрорегионов;
- молодое и амбициозное население, уровень образования которого быстро
растет, что приводит к повышению конкурентоспособности страны
на международной арене;
- отлично вооруженная, жестко организованная, вторая по численности
армия НАТО;
- союзнические отношения с США;
- перспектива интеграции в ЕС;
- наличие на своей территории энергоузлов;
- сильные аналитические кадры, грамотно выстроенная кадровая политика
в целом;
- наличие собственной внутри- и внешнеполитической идеологии,
привлекательной на данном этапе как для Запада, так и для
Востока;
- эффективная экономическая модель.
Продолжение следует… В краткосрочной и среднесрочной перспективе смена элиты
и расползание по территории Турции «арабской весны» представляются
маловероятными. Сохранение нынешнего внешнеполитического курса позволит
республике укрепить свои позиции в Северной Африке и на Ближнем
Востоке. К настоящему времени Россия уже во многом утратила свои
политические позиции в странах «арабской весны», а также потеряла
целый ряд экономически выгодных контрактов. Если она и теперь
не перейдет к активным действиям, то столкнется
с необходимостью не просто считаться, но и подчиняться
процессам усиления влияния Китая и Турции в регионе. Турецкая
Республика ведет грамотную информационную пропаганду по всему миру
и способна в долгосрочной перспективе войти в число мировых
держав. России следует выстраивать свою политику, учитывая трансформации,
происходящие в стане турецкого партнера.
Автор: В.А.Аватков
|