Установленные в начале 20-х гг. прошлого века, в период становления государственности Турции и Афганистана, отношения двух стран традиционно были доброжелательными. Вместе с тем, турецко-афганские связи в политической и, особенно, экономической областях интенсивностью не отличались. В условиях отсутствия серьезной взаимной заинтересованности, линия Анкары в отношении Афганистана строилась на том, чтобы не потерять положительный имидж Турции в глазах афганцев.
Некоторое возрастание интереса Турции к афганским делам произошло лишь в первой половине 90-х гг. Некоторые контакты «низкого профиля» сохранялись и после захвата большей части территории страны талибами, в основном в виде сооружения больниц, технической и гуманитарной помощи.
Условия для активизации политики Турции на афганском направлении сложились после начала военной операции США в Афганистане. Данные события были оценены в Анкаре как открывающие новые возможности для расширения своего влияния в регионе.
По мнению автора, ключевым на современном этапе является готовность Турции играть ведущую роль в процессе укрепления афгано-пакистанских отношений. В апреле 2007 г. в Анкаре состоялась встреча лидеров Турции, Афганистана и Пакистана, которая завершилась принятием Анкарской декларации. В ней Кабул и Исламабад заявили о готовности расширять сотрудничество в сфере безопасности и социально-экономической области. По результатам встречи была сформирована совместная турецко-пакистано-афганская группа (первое заседание состоялось в июле 2007 г.), принято совместное коммюнике о многоплановом взаимодействии.
По результатам второй трехсторонней встречи в Анкаре (декабрь 2008 г.) Х.Карзай и А.Зардари договорились об активизации взаимодействия в антитеррористической, антинаркотической сферах, в подготовке полицейских и военных кадров.
При этом Турция, очевидно, стремится не ограничивать свою деятельность в ИРА лишь политико-гуманитарным направлением. Для Анкары по-прежнему важно держать «руку на пульсе» происходящих в Афганистане событий, что объясняется, прежде всего, важностью этой страны для региональных устремлений Турции.
Так, в состав Международных сил содействия безопасности в Афганистане включен турецкий контингент численностью порядка 1000 человек. С ноября 2006 г. его основным местом дислокации является провинция Вардак (центральная часть Афганистана), где была сформирована турецкая провинциальная восстановительная команда (ПВК).
С 1 ноября 2009 г. Турция возглавила Региональное командование МССБ «Центр» (штаб – в Кабуле), заявив об отсутствии у нее намерений направлять дополнительные силы в Афганистан.
На сегодняшний день присутствие Турции в Афганистане особенно заметно в северной его части и затрагивает в основном торгово-экономическую сферу. В частности, турецкие строительные кампании в соответствии с двухсторонними договоренностями осуществляют комплекс мероприятий по строительству школ, больниц и жилья. При турецком содействии было сооружено 5 госпиталей, включая 2 мобильных, 6 клиник, 27 школ. Объем инвестиций турецких компаний в экономику Афганистана превышает 200 млн долларов.
Турция ежегодно выделяет стипендии афганским студентам и организует их обучение в Турции. Осуществляется повышение квалификации дипломатических кадров Афганистана.
Суммарный объем финансовой помощи, оказанной Анкарой Афганистану с 2001 г., превысил 60 млн долларов. На состоявшейся в январе 2006 г. в Лондоне международной конференции по Афганистану Турция взяла на себя обязательство в течение пяти лет выделить этой стране еще 100 млн долларов.
Хотя афганское направление по-прежнему не относится к числу внешнеполитических интересов Анкары, Турция, в рамках расширения зоны своих внешнеполитических интересов, явно стремится активизировать свою роль в афганских делах. Пока ее интересы в Афганистане связаны с этой страной в основном опосредованно: повышение своей значимости для западных союзников, укрепление позиций в тюркском мире, в том числе с прицелом на Центральную Азию, а также освоение нового рынка сбыта своих товаров и услуг.
Тем не менее, можно ожидать, что повышение активность Анкары в посреднических усилиях на ближневосточном треке создаст для турецкой стороны соблазн развить успех за счет зарабатывания очков и на афганском треке.
Это тем более представляется целесообразным с учетом давно проводимой Анкарой работы по продвижению своих позиций среди тюркоязычных народов севера Афганистана. До последнего времени турецкий «капитал» был в основном сориентирован на узбекских сторонников генерала Дустума, неоднократно получавшего убежище в Турции. Однако его все большее выдавливание на задворки афганской политики, несомненно, стимулирует Анкару к поиску новых протеже в ИРА. Наиболее перспективным в этом плане выглядит турецкое содействие большему организационному сплочению тюркоязычных этносов с «взращиванием» их лидера как за счет финансовых вливаний Анкары, так и с задействованием потенциала военного присутствия Турции в ИРА в рамках ПВК.