С начала 80-х годов 20 века в Турции проводились стабилизационные мероприятия для преодоления финансово-экономического кризиса 1979–1980. Они были направлены, с одной стороны, на снижение дефицита в системе государственных финансов, а с другой – на рост промышленного экспорта и увеличение других видов валютных поступлений для повышения сбалансированности по текущим операциям платежного баланса.
Определенная непоследовательность, которая после прихода к власти в конце 1983 гражданского правительства Т.Озала наблюдалась в осуществлении политики контроля над государственными расходами, не позволила справиться с проблемой инфляции. Тем не менее, 80-е ознаменовались беспрецедентно высокими темпами роста турецкого экспорта –20% в год. Значительную роль в успешной реализации стратегии экспорториентированного роста сыграли государственная поддержка экспортеров через развитую систему субсидий.
После парламентских выборов 1988 правительство удержавшейся у власти Партии отечества во главе с Т.Озалом пошло по пути ужесточения фискальной политики, однако сформировавшиеся за предшествующие годы устойчивые инфляционные ожидания экономики привели к тому, что усилия властей по сдерживанию роста денежного предложения ввергли страну в стагфляцию – снижения темпов роста при сохранении роста цен. Данное обстоятельство одновременно с накоплением издержек политики экспорториентированного роста вынудило правительство пойти по пути стимулирующей фискальной политики, означавшей усиление роли внутреннего рынка в обеспечении экономического роста. После почти десятилетия непрерывного снижения реальной заработной платы начался ее рост, сопровождавшийся заметным повышением доли текущих расходов в структуре бюджета. Постепенно возрастало и отношение бюджетного дефицита к ВВП. Однако перегрев экономики позволил поддерживать за счет расширения внутреннего рынка достаточно высокие темпы роста вплоть до 1994, когда разразился валютно-финансовый кризис. Объясняя его причины, следует принять во внимание следующую систему макроэкономических связей. Рост бюджетных дефицитов привел к росту заемной деятельности государства на внутреннем и внешнем рынках. По мере роста государственной задолженности возрастала ее краткосрочная структурообразующая, в результате чего стало дороже обходиться обслуживание государственного долга.
Наконец, из-за опасного повышения доли процентных выплат в бюджетных расходах государство объявило о снижении доходности по своим ценным бумагам. В результате «горячие деньги» – краткосрочные иностранные инвестиции спекулятивной направленности, которые играли немалую роль в финансировании бюджетных дефицитов, устремились из страны, что обусловило неизбежную девальвацию турецкой лиры. Неустойчивая политическая ситуация в Турции после кризиса 1994 затруднила последовательное проведение стабилизационных мероприятий.
Фактическое начало более успешных стабилизационных программ, осуществляемых при кредитном содействии МВФ, пришлось на конец 90-х годов. Однако объем накопленного государственного долга и тяжесть его обслуживания в условиях значительного снижения эффективности новых займов обусловили сохранение несбалансированности в сфере госфинансов, а, значит, сохранение зависимости экономики от колебаний в поступлениях внешнего финансирования и обратимость стабилизации.
В первой половине 2000 Турции удалось добиться заметных успехов в борьбе с инфляцией: рост оптовых цен за период с января по апрель составил 16,2%, что составляло самый низкий уровень за аналогичный период на протяжении предшествующих 13 лет. Частично достигнутая стабилизация финансового рынка была нарушена разногласиями во властных структурах, имевшими негативные последствия для социально-экономической сферы. Общество вновь утратило доверие к проводимой стабилизационной программе, курс турецкой лиры стал падать. В результате Центральный банк объявил о переходе к плавающему валютному курсу, что открывало путь к неконтролируемой девальвации.
В 2001 размер кредитной помощи МВФ превысил 10 млрд. долл., что сыграло важную роль в преодолении последствий последнего валютно-финансового кризиса.
|