Источник:
Россия в глобальной
политике Автор: Р.Мусабеков На протяжении многих столетий геополитику Южного Кавказа определяло
соперничество между Турцией, Ираном и Россией. В XIX–XX веках свое
присутствие здесь обозначили и иные акторы. Сначала Великобритания,
обладавшая в эпоху расцвета империи глобальным влиянием. А после распада
Советского Союза – США и Европейский союз. Влияние Ирана, принимая во
внимание его международную изоляцию и специфичность
политико-идеологического режима, в настоящее время ослаблено. Поэтому
при анализе региональных векторов стратегического притяжения и
отталкивания на Южном Кавказе прежде всего следует рассматривать Турцию и
Россию. По причинам национального, исторического, геополитического и
культурного свойства наибольшее воздействие этих полей напряжения
ощущает Азербайджан.
Становление Баку как партнера
Последние два столетия Азербайджан входил в состав Российской империи
и Советского Союза, испытав их огромное культурное и цивилизационное
влияние. И царская администрация, и советские чиновники всячески
ограничивали контакты Азербайджана с близкородственной Турцией. Коренным
образом ситуация изменилась после восстановления государственной
независимости в начале 1990-x годов. Анкара первой из зарубежных стран
объявила о признании этого акта, открыла дипломатическое
представительство в Баку и начала активно развивать отношения с
Азербайджаном по всем направлениям.
Процесс этот, начавшийся еще при первой постсоветской администрации
президента Аяза Муталибова, приобрел всеобъемлющий характер в недолгий
период правления Народного фронта Азербайджана (НФА) и президентства
Абульфаза Эльчибея. В условиях провозглашенного курса на тюркизацию
Азербайджана Турция была объявлена единственным союзником и эталонным
образцом государственного строительства. Во всех учреждениях и
структурах появились турецкие советники. Все связанное с бывшим СССР и
Россией рассматривалось как наследие колониального прошлого, подлежавшее
слому и устранению. Президент Эльчибей публично назвал себя «солдатом
Ататюрка» и демонстративно дистанцировался от всего русского.
Азербайджан первым из новых независимых государств добился вывода со
своей территории частей бывшей советской, а ныне российской армии,
авиации и флота. Торгово-экономические отношения резко пошли на спад.
Баку не ратифицировал договор о Содружестве Независимых Государств и
заморозил свое участие в нем. Непродолжительное правление Эльчибея и НФА
на рубеже 1992–1993 гг. стало периодом безраздельного преобладания
Анкары и стремительного ослабления влияния Москвы.
Запад в лице Соединенных Штатов и Евросоюза был тогда озабочен тем,
чтобы без осложнений завершить вывод советских вооруженных сил из стран
бывшего Варшавского договора, и не торопился вторгаться в сферу
исключительного влияния России – постсоветское пространство, включавшее и
Азербайджан. Что же касается Ирана, то правительство НФА и президент
Эльчибей не скрывали негативного отношения к исламистскому режиму в
Тегеране как угнетателю более чем 20 млн южных азербайджанцев.
В результате острого политического кризиса летом 1993 г.
правительство НФА пало, Абульфаз Эльчибей покинул пост и к власти был
призван многоопытный и авторитетный политик Гейдар Алиев. Он отказался
от односторонней ориентации на Анкару и заложил основы современной
многовекторной внешней политики Азербайджана. Страна вернулась в СНГ, и
даже на время (до 1999 г.) стала членом созданной под эгидой Москвы
Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Был подписан
«Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между
Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой». После длительных
переговоров удалось урегулировать условия использования Москвой
Габалинской РЛС, являющейся важным компонентом стратегической системы
слежения и раннего оповещения.
Однако известная еще со времени работы в Политбюро ЦК КПСС неприязнь к
Гейдару Алиеву президента России Бориса Ельцина препятствовала
укреплению доверия между ними, а это отрицательно сказывалось и на
российско-азербайджанских отношениях. Тем более что в
армяно-азербайджанском конфликте вокруг Нагорного Карабаха Москва
негласно взяла сторону Еревана, оказывая армянам экономическую и военную
поддержку. В результате Азербайджан так и не вернулся в сферу влияния
России, а стал шаг за шагом сближаться с Евросоюзом и США. Президенту
Алиеву также удалось несколько оживить диалог с Ираном.
Доверительные и тесные личные контакты Гейдара Алиева с турецким
коллегой Сулейманом Демирелем способствовали тому, что партнерство Баку с
Анкарой сохранило приоритетный характер. Формула азербайджано-турецких
отношений нашла свое выражение в высказывании президента Алиева: «Одна
нация – два государства». При этом Баку настойчиво проводил линию на
равноправие без деления на «старшего и младшего брата». От услуг
турецких советников вскоре отказались, в том числе и в армии. В крупном
консорциуме на Каспийском шельфе Азербайджана «Азери – Чираг – Гюнешли»
(нефть) и «Шахдениз» (газ) Турция, как и Россия, получила скромную
10-процентную долю, а основным акционером и оператором проектов стала
англо-американская ВР.
Завершение президентской каденции Сулеймана Демиреля и его преемника
Ахмета Недждета Сезера, установление в Турции долговременного правления
умеренных исламистов из Партии справедливости и развития (ПСР),
возглавляемой президентом Абдуллой Гюлем и премьер-министром Реджепом
Тайипом Эрдоганом, наложило отпечаток на турецко-азербайджанские
отношения. На уровне первых руководителей в них стало меньше
доверительности, личной теплоты и больше прагматизма. Турецкие
государственники-националисты в высших эшелонах власти и в армии,
безусловно, больше подходили в качестве партнеров для светски
ориентированного азербайджанского руководства, чем пусть умеренные, но
исламисты из ПСР.
Обратная эволюция произошла в отношениях с высшим руководством
России. Бориса Ельцина сменил выходец из советских спецслужб Владимир
Путин, не скрывавший пиетета к президенту Гейдару Алиеву, в прошлом
генералу КГБ и члену Политбюро ЦК КПСС. Хорошие личные контакты
установились впоследствии и между новыми президентами Азербайджана и
России Ильхамом Алиевым и Дмитрием Медведевым. Оба примерно одного
возраста, хорошо образованны, современны и нацелены на модернизацию
своих стран с опорой на жесткую властную вертикаль.
Личностный фактор во взаимоотношениях Баку, Москвы и Анкары хотя и
играл важную роль, но еще более значимым обстоятельством стало изменение
положения самого Азербайджана. С начала 2000-х гг. страна стала
получать большие нефтяные доходы, что позволило достичь фантастических
темпов роста экономики, резкого повышения жизненного уровня населения.
Азербайджан, нуждавшийся во внешней финансовой и технической помощи, в
политической и дипломатической поддержке, в рекомендациях и советах,
трансформировался в стабильное, уверенное в себе, быстроразвивающееся
государство. Такое повышение экономического и геополитического веса
отразилось на отношениях со всеми внешнеполитическими партнерами,
включая Турцию и Россию. Баку и Анкара: диалектика отношений
Стратегическое партнерство с Анкарой сохранилось. А после того, как в
августе 2008 г. Турция дистанцировалась от грузино-российской войны,
Баку даже посчитал, что негласных военно-политических гарантий Анкары
недостаточно, и настоял в 2010 г. на заключении «Договора о
стратегическом партнерстве и взаимопомощи между Азербайджаном и
Турцией». Статья 2 документа гласит, что в случае вооруженной атаки или
агрессии третьего государства или группы государств каждая из сторон
окажет другой помощь с использованием всех возможностей. Статья 3
предусматривает тесное сотрудничество в оборонной и военно-технической
политике. Также предусмотрены совместные действия по устранению угроз и
вызовов национальной безопасности. В соответствии с совместным
заявлением, принятым президентами и ратифицированным парламентами,
создан Совет стратегического сотрудничества высокого уровня между
Азербайджаном и Турцией.
Торгово-экономические, транспортно-коммуникационные отношения Баку и
Анкары развиваются по восходящей линии. Вопреки скептическим прогнозам,
успешно реализованы проекты стратегического нефтепровода Баку – Тбилиси –
Джейхан (мощность 50 млн. тонн в год с перспективой расширения);
газопровода Баку – Эрзерум. Идут работы по соединению железнодорожных
путей посредством нового строительства, а также реконструкции линии Баку
– Тбилиси – Карс. В стадии разработки проекты газопроводов ITGI
(Interconnector Turkey – Greece – Italy), TAP (Трансадриатический
газопровод) и Nabucco.
Турция делит первое-второе места с Россией в импорте Азербайджана,
является первым зарубежным инвестором в ненефтяной сектор его экономики.
Многие тысячи бизнесменов из Турции открыли здесь свои малые и средние
предприятия. В свою очередь, Азербайджан, используя солидные финансовые
ресурсы, все чаще выступает в качестве крупного инвестора на территории
Турции посредством Государственной нефтяной кампании (SOCAR). Достаточно
и частных азербайджанских инвестиций.
Единственный зарубежный телеканал, который транслируется в
Азербайджане на национальном метровом диапазоне – это турецкий
государственный ТРТ-1. По плотности сети и охвату обучающихся турецкие
учебные заведения (вузы, лицеи, детские сады) занимают в Азербайджане
второе место после аналогичных заведений с русским языком обучения, но в
отличие от них демонстрируют устойчивую тенденцию к росту. Тысячи
студентов поступают в университеты Турции – по правительственной
программе и самостоятельно.
Азербайджан и Турция тесно взаимодействуют в политической и военной
сферах. Анкара безоговорочно выступает на стороне Азербайджана в споре с
Арменией по поводу Нагорного Карабаха, а Баку неизменно поддерживает
Турцию в вопросе так называемого армянского геноцида. Стороны
координируют усилия на уровне правительственных учреждений, общественных
институтов, а также зарубежных диаспор. На регулярной основе
встречаются главы государств, правительств, парламентов, министры и
военные. Азербайджанские офицеры обучаются в турецких академиях.
Налаживается тесная кооперация в производстве вооружений. Анкара и Баку –
наиболее активные проводники политики сближения и интеграции тюркских
государств и народов. Азербайджанский представитель долгое время
возглавлял организацию культурного сотрудничества ТЮРКСОЙ. В Баку
расположена резиденция Парламентской ассамблеи тюркских государств.
Однако тесное стратегическое партнерство Азербайджана и Турции не
исключает и определенного расхождения интересов. Так, Баку вежливо, но
решительно отклонил намерения Анкары стать эксклюзивным продавцом
азербайджанского газа на рынках третьих стран. Упорный торг идет о цене
поставляемого Турции газа (около 6 млрд. куб. м в рамках первой фазы
проекта «Шахдениз» и столько же по второй фазе) и его транзит в третьи
страны. Хотя после встречи министра энергетики и природных ресурсов
Турции Танера Йылдыза с министром промышленности и энергетики
Азербайджана Натиком Алиевым в конце апреля 2011 г. объявлено о
достижении окончательной договоренности, подписание документов
откладывается.
Турция (кстати, как и Иран) в одностороннем порядке отменила визовый
режим для граждан Азербайджана. Однако Баку не спешит отвечать соседям
взаимностью. Газеты Стамбула и Анкары утверждают, что именно в связи с
разногласиями по этому вопросу, а также из-за того, что не до конца
подготовлен текст соглашений по газу, откладывается очередной визит
турецкого премьера Эрдогана в Баку.
Есть расхождения и по ряду международных вопросов. Так, Баку не
признал независимость Косово и солидаризировался с Сербией, тогда как
Анкара безоговорочно и одной из первых встала на сторону
албанцев-косоваров. Баку поддержал Соединенные Штаты в Ираке, выделил
небольшой военный контингент в состав коалиции, Турция же демонстративно
отказала Вашингтону даже в пропуске войск через свою территорию.
Ввиду нерешенности проблемы Нагорного Карабаха Баку так и не пошел на
признание Республики Северный Кипр. Обращает на себя внимание, как по
мере ухудшения отношений Турции с Израилем, Азербайджан и Казахстан
становятся привилегированными союзниками Тель-Авива среди мусульманских
стран. Наконец, Азербайджан в отличие от той же Грузии не форсирует
вопрос интеграции в НАТО, важным членом которой является Турция.
Настоящим испытанием на прочность азербайджано-турецкого партнерства
стало подписание в 2010 г. Цюрихских протоколов, предполагающих
нормализацию отношений Турции и Армении. США, выступившие в роли
вдохновителя и спонсора этих документов, так и не убедили
азербайджанское руководство, что процесс нормализации армяно-турецких
отношений и карабахское урегулирование могут протекать раздельно. Баку
настоял на своем. Анкара заявила, что границы с Арменией откроются лишь
после того, как армянские силы приступят к освобождению оккупированных
азербайджанских территорий.
Общественное мнение Турции также заняло сторону Азербайджана.
Недавний опрос, проведенный турецким фондом экономических и социальных
исследований (TESEV) в 81 регионе страны, показал, что и сегодня за
открытие границы с Арменией 39%, а против – 44% респондентов. Как
выяснилось, официальная Анкара располагает более скромными возможностями
для воздействия на политические силы и общественное мнение в
Азербайджане, чем Баку в Турции.
У правящей ПСР нет авторитетных партий-партнеров в Азербайджане. В
целом все последние годы Турция осмотрительно дистанцировалась от
внутриполитической жизни братской страны. Оценки официальных турецких
наблюдателей на выборах в Азербайджане, как правило, ближе к лояльным
для местных властей выводам представителей стран СНГ, чем к критической
позиции наблюдателей из США и ЕС.
Приведенные выше расхождения интересов Турции и Азербайджана,
некоторые трудности во взаимоотношениях руководителей не могут
поколебать стратегическое партнерство этих государств, фундамент
которого составляет этническая и религиозная близость, чувство единения,
связывающее народы. По данным социологического опроса, проведенного в
текущем году Фондом политических, экономических и социальных
исследований (SETA), с явной симпатией жители Турции относятся не к
союзникам по НАТО, а к азербайджанцам, которым доверяют 82% опрошенных.
Аналогичное отношение наблюдается и в Азербайджане. Согласно данным
мониторинга общественного мнения, который на протяжении многих лет
регулярно проводился под руководством автора статьи социологической
службой Puls-R, от 80 до 90% респондентов называют Турцию самой
дружественной Азербайджану страной. Баку и Москва: извилистое сближение
Согласно данным того же мониторинга, Россия постоянно занимает второе
место в списке наиболее дружественных Азербайджану стран. Но показатели
существенно скромней, чем у Турции, они колеблются по годам в интервале
от 17 до 25%. Одновременно 10–15% респондентов числят Российскую
Федерацию среди недружественных Азербайджану государств. Разброс
симпатий и антипатий – продукт истории и отношений, сложившихся после
восстановления независимости.
Нахождение на протяжении почти двух веков в составе единого
государства связало Азербайджан с Россией тысячами уз. При распаде СССР
многие из них разрушились, особенно в сфере промышленной кооперации, но и
сегодня стороны являются друг для друга важными внешнеэкономическими
партнерами. Двусторонний товарооборот составил в 2010 г. 1,8 млрд
долларов (спад из-за кризиса по сравнению с рекордными 2,4 млрд долларов
в 2009 г.). Импорт из России составил 1,56 млрд долларов (первое место
среди внешнеторговых партнеров Азербайджана), а экспорт из Азербайджана
в Россию – 385,6 млн (увеличение на 23,8%). Поставки газа из
Азербайджана в Россию, которые в текущем году превысят 1 млрд куб. м,
позволят несколько выровнять торговый дисбаланс. В 2011 г. объем
товарооборота должен достигнуть 2,7 млрд долларов.
В Азербайджане остается самая крупная русская община на Южном
Кавказе, которая насчитывает порядка 160–170 тысяч человек. В свою
очередь, число азербайджанцев, проживающих в России на временной и
постоянной основе, достигло одного миллиона, а по неофициальным оценкам –
двух миллионов человек. Среди них есть крупные предприниматели,
обладающие многомиллионным состоянием.
В Азербайджане сохранен самый крупный на Южном Кавказе ареал русского
языка и культуры. Более 200 средних школ, большинство вузов имеют
русские отделения или полностью ведут обучение на русском языке. В
российских вузах обучается около 6 тысяч граждан Азербайджана, из
которых 800–900 человек – по государственным программам, а остальные
самостоятельно. В Азербайджане издаются десятки газет и журналов на
русском языке, функционирует Русский драматический театр, Русский
культурный центр и т.д.
В отличие от экономических и культурных связей, в политической и
военной сферах между Баку и Москвой имеются проблемы и существенные
расхождения интересов. Отчасти они были порождены тем, что в силу
имперского и советского прошлого Россия относилась к суверенитету
Азербайджана, как и других стран СНГ, как к чему-то неполноценному.
Новые независимые государства, естественно, стремились развивать
экономические и военно-политические отношения с мировыми и региональными
державами, что воспринималось Москвой как проявление неблагодарности и
нелояльности. В Баку и других столицах новых независимых государств
такая реакция Москвы выглядела как проявление высокомерия, диктата и
вызывала отторжение.
Дополнительным раздражителем явилось то обстоятельство, что в
конфликте вокруг Нагорного Карабаха Москва поддержала Ереван, оказав ему
не только политическую, экономическую, но и военную мощь. Впоследствии
Россия несколько выправила дисбаланс, взяв на себя посредническую миссию
по прекращению военных действий и мирному урегулированию конфликта.
Однако союзнические отношения между Москвой и Ереваном, наличие
российской военной базы на территории Армении продолжали вызывать
подозрения в Азербайджане, недоверие по поводу истинных намерений Москвы
и беспристрастности ее посредничества.
Первоначально между Азербайджаном и Россией имелись существенные
расхождения относительно Каспия. Москва категорически возражала против
намерения Баку приступить при содействии западных кампаний к разработке
морских месторождений и прокладке трубопроводов, позволяющих
транспортировать энергоресурсы, минуя ее территорию. Однако и в этом
вопросе удалось найти компромиссы. Российскому концерну «ЛУКОЙЛ» была
выделена 10-процентная доля в крупномасштабных проектах «Азери – Чираг –
Гюнешли» и «Шахдениз». В настоящее время Россия, Казахстан и
Азербайджан договорились о размежевании национальных секторов на основе
так называемой модифицированной средней линии и заняли консолидированную
позицию по вопросу статуса Каспия.
Позитивные перемены произошли и в процессе карабахского
урегулирования. Из-за разрыва отношений между Грузией и Россией
российская военная база в Гюмри оказалась отрезана от коммуникаций. Для
сохранения позиций на Южном Кавказе и открытия коридора с Арменией
Москве нужно сдвинуть процесс урегулирования с мертвой точки и тем самым
укрепить свои геополитические позиции. После подписания Майендорфской
декларации Россия взяла на себя функции главного модератора
переговорного процесса с участием лидеров Армении и Азербайджана по
карабахскому урегулированию. За последние три года при непосредственном
участии Дмитрия Медведева состоялись восемь встреч в трехстороннем
формате. Москва декларирует готовность предпринять решительные усилия с
тем, чтобы добиться одобрения конфликтующими сторонами так называемых
Мадридских принципов и принять решение о начале работы над рамочным
мирным соглашением.
Однако главная задача, которую решают все державы – сопредседатели
Минской группы ОБСЕ и в первую очередь российское руководство,
заключается в предотвращении новой войны между Азербайджаном и Арменией.
Ведь при нынешних уровнях вооружения сторон она не только может стать
разрушительной и кровопролитной, но и грозит вылиться в широкомасштабный
региональный конфликт с рисками вовлечь в противостояние Россию и
Турцию, чего, как очевидно, совершенно не желают как в Анкаре, так и в
Москве. Москва и Анкара: многообещающие перспективы
Гигантские геополитические сдвиги, произошедшие в результате распада
СССР и роспуска Варшавского пакта, существенно изменили атмосферу между
Анкарой и Москвой, а также отношение обеих столиц к восстановившим
государственную независимость республикам Южного Кавказа. Блокового
противостояния, в котором Турции отводилась роль прифронтового
государства, нет уже два десятилетия. Между высшим руководством обеих
держав идет интенсивный доверительный диалог, стремительно растет объем
торгово-экономических отношений, гуманитарных контактов.
Россия стала главным торговым партнером Турции, а Турция – пятым по
значению торговым партнером России. Турция закупает в России до четверти
всей потребляемой нефти и более половины природного газа. Растут
взаимные инвестиции. Миллионы российских туристов ежегодно заполняют
морские курорты Антальи, Бодрума. Все это дало основание Дмитрию
Медведеву заявить, что «Россия и Турция – стратегические партнеры». В
свою очередь, Реджеп Тайип Эрдоган наделил «российско-турецкий диалог
способностью положительно отразиться на мире и безопасности в регионе».
Обе державы, оказавшиеся в некотором смысле на периферии
постиндустриального развития, в равной мере ощущают эгоизм
самодовольного Запада. Они сталкиваются со схожими во многом проблемами,
которые связаны с догоняющим характером модернизации и развития
экономики, двойственным евразийским положением, то есть одновременной
принадлежностью к разным культурным и геополитическим матрицам. И перед
Турцией, и перед Россией стоит задача укрепления демократических
институтов и нейтрализации этнического сепаратизма.
Москва и Анкара недовольны тем, что Соединенные Штаты и ведущие
западные страны рассматривают их в качестве инструмента своей глобальной
политики и не очень склонны считаться с их национальными интересами и
устремлениями. Восстановление Россией и Турцией своей былой роли в
качестве великих государств не входит в планы либерального Запада.
Кампания признания так называемого армянского геноцида, косвенная
поддержка курдского сепаратизма и намеренное задерживание Турции у
порога Евросоюза вполне укладываются в эту схему. Да и Россию в Брюсселе
не особо жалуют.
Для полновесного стратегического партнерства России и Турции
чрезвычайно важно найти развязку существующих региональных проблем,
которые, если оставить их без внимания, могут обостриться и не только
подвергнуть риску мир и безопасность в регионе, но и вовлечь Москву и
Анкару в опасное противостояние. Это самый негодный сценарий развития
российско-турецких отношений, так как в соперничестве, к которому Москву
и Анкару подспудно подталкивают ЕС и США, их силы будут не умножаться, а
подвергнутся эрозии.
В Турции есть понимание этого. Накануне запланированных на 12 июня
2011 г. парламентских выборов премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган,
возглавляющий правящую Партию справедливости и развития, обнародовал
предвыборную программу. Примечательно, что в ней есть раздел,
озаглавленный «Турция – Россия и Кавказ», то есть Анкара рассматривает
отношения со странами и народами Кавказа (как Северного, так и Южного) в
увязке с Россией. Отмечается, что развитие турецко-российских отношений
привело к формированию основы для нового сотрудничества на Кавказе, в
Центральной Азии и других регионах.
За крепнущим российско-турецким стратегическим партнерством без
особого энтузиазма наблюдают из Тбилиси и с нескрываемым беспокойством,
даже неприязнью – из Еревана. Ведь вся внешняя, а отчасти и
экономическая политика этих стран построена на использовании
противоречий и соперничества Запада и России, Турции и России. Они
научились ловко извлекать дивиденды. Как только противоречия ослабевают,
снижается значение «форпостов» и «маяков демократии». Иное отношение к
углубляющемуся турецко-российскому сотрудничеству у Баку. В отличие от
соседей по Южному Кавказу Азербайджан ничего не выигрывал от
российско-турецкого соперничества, а, напротив, терял. Являясь в силу
этнического, исторического, культурного и религиозного факторов
естественным союзником Анкары, Баку в этой связи сталкивался с
подозрительным, а иногда и репрессивным отношением Москвы.
Российско-турецкое потепление избавляет Баку от трудного выбора между
двумя необходимыми партнерами, может создать условия для продвижения в
урегулировании застарелых конфликтов, и в первую очередь карабахского.
Азербайджану в качестве страны, располагающей значительными
природными и финансовыми ресурсами и имеющей выгодное географическое
положение, есть что предложить Турции и России. Для реализации
собственных масштабных проектов Баку нуждается в мире, сотрудничестве и
нормальной конкуренции, основанной на диверсификации, экономической
привлекательности и эффективности. Прокладка стратегических нефте- и
газопроводов через Грузию и Турцию избавила Азербайджан от односторонней
зависимости от России. Но теперь использование построенной еще в
советское время трубопроводной системы, связывающей Азербайджан с
Россией и Ираном, позволяет диверсифицировать направления поставок
энергоносителей к взаимной выгоде всех сторон. Значительные финансовые
ресурсы от экспорта, знание и умение ориентироваться на турецком и
российском рынке дает азербайджанскому бизнесу большие преимущества при
организации и реализации масштабных трехсторонних проектов в сфере
транспортировки и переработки углеводородного сырья, нефтехимии, а также
в туристическом бизнесе, в области транспорта и связи.
Партнерство России и Турции не означает раздела Южного Кавказа на
сферы влияния. В условиях глобализации такие планы, даже если они
приходят в чьи-то головы, обречены на провал. «Закрыть» регион от мира
не в силах ни Россия, ни Турция. Но вместе они способны предотвратить
превращение Южного Кавказа в геополитическое ристалище нерегиональных
сил.
Источник: http://www.globalaffairs.ru/number/Na-styke-polei-prityazheniya-15230 |