С учетом возрастающей потребности стран Юго-Восточной Европы в энергоресурсах, они становятся мощным фактором, определяющим геополитическую действительность. Развитие энергетических связей России с Европейским Союзом и, прежде всего, со странами Западной Европы требует более активных взаимоотношений с «промежуточной зоной», сформированной странами Юго-Восточной Европы.
Свыше четырех пятых объема добычи российских энергоресурсов экспортируется в страны Европы, доля России на рынках которых составляет около 30 процентов. Поэтому особую значимость приобрело подписание соглашения о строительстве газопровода «Южный поток» (63 млрд куб. м газа в год), замыкающего Южно-Европейское газотранспортное кольцо.
Проект «Южный поток» реализуется в целях диверсификации маршрутов поставок природного газа европейским потребителям и предполагает строительство газопровода через акваторию Черного моря и Балканы в страны Южной и Центральной Европы. Для реализации сухопутной части проекта с Болгарией, Сербией, Венгрией, Грецией, Словенией, Хорватией и Австрией были подписаны межправительственные соглашения. Газопровод будет проложен по дну Черного моря до Болгарии, после чего его планируют разделить на две ветки: через Грецию на юг Италии и через Сербию с ответвлением к Боснии и Герцеговине, Хорватию, Словению и Венгрию в Австрию. «Южный поток» является совместным проектом «Газпрома», итальянской компании Eni, французской Edf, немецкой Wintershall Holding. Этот проект дает европейским странам возможность увеличить объемы импортируемого газа и предоставляет новую инфраструктуру, что особенно важно, поскольку на данный момент 80 процентов российского экспорта в ЕС проходит через Украину. «Южный поток» должен обойти территорию ненадежных транзитеров, таких как Украина, Молдавия и Румыния, чтобы Россия могла поставлять газ далее в Европу без посредников. Более того, «Южный поток» предоставляет России возможность получить контроль над газотранспортными системами целого ряда государств Юго-Восточной Европы. «Южный поток» возвращает Россию в качестве активного игрока на Балканы впервые после распада Югославии.
Вместе с тем, еврокомиссар по энергетике Эттингер требует, чтобы доступ к «Южному потоку» получили независимые газовые компании, действующие в России. В этом случае проект будет соответствовать критериям ЕС — диверсификации маршрутов доставки и источников-контрагентов. Помимо этого, по его словам, когда трубопровод будет идти по территории Евросоюза, «Южный поток» должен давать возможность всем независимым поставщикам-транспортировщикам в ЕС законтрактовывать объемы поставок на недискриминационных условиях. Иначе этот проект будет рассматриваться институтами Евросоюза как противостоящий политике энергетической независимости, проводимой Европейской комиссией, и нацеленный на обход неугодных России стран-членов ЕС. Более того, в декабре 2011 г. ЕС заблокировал попытку Газпрома купить 50% акций австрийской газовой биржи Central European Gas Hub, сославшись на то, что данная сделка противоречит европейским законам о либерализации. В ответ «Газпром» заявил об изменении маршрута «Южного потока», который может быть проведен в Италию без ответвления в Австрию.
Сербское руководство рассматривает свое участие в российских энергетических проектах как фактор, подкрепляющий движение этой страны в Евросоюз, т.к. ЕС стремится полностью контролировать расположенные на территории Сербии энергетические сети. В 2008 г. между правительствами России и Сербии было подписано соглашение о сотрудничестве в нефтегазовой сфере, которое предусматривало участие Белграда в российском проекте «Южного потока». Если «Южный поток» будет построен, энергетика станет основой сотрудничества Москвы и Белграда, ведь «Газпром» владеет в Сербии контрольным пакетом акций этого проекта.
России необходимо активнее сотрудничать в топливно-энергетической сфере со Словенией, в первую очередь, в осуществлении проекта строительства магистрального газопровода «Южный поток». Данный проект станет стержневым для реализации целого комплекса совместных высокотехнологичных энергетических проектов меньшего масштаба.
Что касается Болгарии, то по вопросу строительства газопровода «Южный поток» имеется ряд обстоятельств, смущающих болгарское правительство. С одной стороны, предполагаемое включение болгарских трубопроводов в структуру «Южного потока» встречает критику в стране, поскольку, по мнению противников проекта, это будет означать утрату Болгарией контроля над частью своей газотранспортной сети. С другой стороны, существует опасение, что прокладка новых труб «Южного потока» приведет к уменьшению загрузки существующих труб и падению доходов Болгарии от газового транзита. Российская сторона дала согласие на то, чтобы весь транзит газа в Грецию шел по старым болгарским трубам, а новые ветки «Южного потока» шли по северному маршруту — в Сербию, Венгрию и Австрию. Данная уступка означает, что в случае прохождения «Южного потока» по территории Болгарии вся его южная ветвь будет полностью зависеть от болгарской стороны, т. е. в первоначальный замысел магистрального газопровода вносятся значительные изменения. В 2010 г. было образовано акционерное общество для строительства и совместной эксплуатации болгарского участка газопровода «Южный поток», долевое участие «Газпрома» и болгарского холдинга БЕХ составило по 50%. Акционеры «Южного потока» получают полный контроль над всей пропускной мощностью этого трубопровода. После того как будут упорядочены вопросы о собственности на трубопровод, доходы Болгарии от транзита газа кратно увеличатся.
Вместе с тем, еврокомиссар по энергетике заявил, что условия российско-болгарских договоров противоречат положениям «третьего пакета» законов ЕС по энергетике, принятого в конце 2009 г. и гарантирующего права равного доступа всех желающих к инфраструктуре транспортировки энергоносителей. Не имея возможностей принудить Россию подчиниться своим энергетическим пакетам и хартиям, брюссельская бюрократия пытается использовать все рычаги для борьбы с российскими энергопроектами, в том числе путем навязывания ограничительных условий входящим в ЕС партнерам России, таким как Болгария. В результате, Болгария стремится подчинить соглашение по «Южному потоку» нормам европейского энергетического законодательства, многие положения которого имеют дискриминационную направленность.
Москва критически нуждалась в поддержке Анкарой строительства газопровода «Южный поток», чтобы доставлять топливо по дну Черного моря в обход Украины, т. к. труба должна пройти в турецких территориальных водах. Однако в течение нескольких лет Турция отказывалась одобрить просьбу России о строительстве участка «Южного потока» в ее территориальных водах. Наконец, 28 декабря 2011 г. Турция дала согласие на строительство трубопровода. Этот шаг турецкой стороны делает возможным завершение строительства проекта до конца 2015 г., в строгом соответствии с графиком. В ответ на полученное разрешение «Газпром» объявил о продлении двух долгосрочных контрактов на поставку газа в Турцию до 2021 г. и 2025 г., а также заявил о намерении увеличить объем поставок в будущем году. Без содействия Турции транспортировка Россией энергоносителей в Европу была бы затруднена. По словам премьер-министра В.В. Путина, согласие Турции на строительство «Южного потока» — это «большое событие в европейской энергетике».
Тем не менее, турецкая сторона должна еще подтвердить разрешение на строительство «Южного потока». Когда это произойдет, нашим странам потребуется длительное согласование технических и экологических норм проекта. Кроме того, Турция, стремящаяся играть роль ведущего транспортного узла между Востоком и Западом, заявила, что трубопроводы «Южный поток» и «Набукко» должны дополнять друг друга.
Таким образом, заключение договоров об энергетическом сотрудничестве с руководством стран Юго-Восточной Европы, установление тесных экономических связей, более серьезное проникновение российского бизнеса, сопровождающее строительство трубопроводов, способно стать прочным фундаментом для последующего влияния на политические взаимоотношения с этими государствами. Установление экономического контроля над политическим взаимодействием положительно скажется на безопасности поставок российских энергоресурсов в Европу. Дополнительные мощности подводных газопроводов по Черному морю позволят исключить транзитные и ценовые конфликты.
В целом, усовершенствование физической инфраструктуры для снабжения Юго-Восточной Европы энергоресурсами имеет все шансы стать важнейшим фактором укрепления российского присутствия в регионе. Однако диверсификация источников энергоснабжения Европы угрожает расширению российского экономического влияния в регионе. Поэтому России необходимо развивать взаимовыгодные отношения и реализовывать многосторонние проекты, используя участие в них стран Юго-Восточной Европы для укрепления связей с Евросоюзом в целом. Государства региона могут стать базой поддержки России и способствовать продвижению ее интересов на общеевропейском пространстве.
Источник: http://www.mgimo.ru/news/experts/document217480.phtml |