Источник: Институт религии и политики
Автор: А.Пионтковский
Политические комментаторы на Западе сломали перья в поисках умеренных
мусульман. Все соглашаются, что если и можно окончательно победить
террористов, выступающих под знаменами ислама (и убивших в сотни раз
больше мусульман, чем людей другого вероисповедания), то только внутри
исламского мира, в умах и сердцах сотен миллионов мусульман. Но
где же те исламские политики, богословы, интеллектуалы, которые
возглавят эту борьбу, где умеренные мусульмане - вопрошают аналитики и
эксперты.
И вот они наконец появились - умеренные мусульмане.
Один миллион на улицах Стамбула, полмиллиона в Анкаре, полтора миллиона
- в Измире.
Это было прекрасное, праздничное зрелище.
Миллионы свободных, полных достоинства людей, открытые гордые лица
мусульманских женщин, не изуродованных натянутыми на них мешками, море
красно-белых национальных флагов, развевающихся на ветру. Ничьи флаги не
сжигались и не топтались. И не было искаженных ненавистью лиц, обычных
для исламистских сборищ.
Но Западу почему-то не понравились
эти умеренные мусульмане. Госпожа Кондолиза Райс характерным для нее
строгим и назидательным тоном училки начальных классов отчитала их за
недостаточно почтительное отношение к происламской Партии справедливости
и развития, которая, по ее словам, «продвинула Турцию в направлении
Европы, приведя значительную часть турецкого законодательства в
соответствие с нормами ЕС».
ПСР, набрав на последних выборах
около трети голосов (в основном в сельских районах страны), благодаря
особенностям турецкой избирательной системы (10-процентный барьер) и
расколу светских партий получила почти две трети голосов в парламенте.
Её
предшественница, исламистская партия с другим названием, уже
формировала правительство в 1996-1997 годах, но сразу же после попытки
ввести шариатское законодательство она была немедленно отстранена от
власти военными и объявлена вне закона.
Согласно Конституции и
политической традиции, идущей со времен основания современного
турецкого государства Кемалем Ататюрком, армия играет роль гаранта его
светского характера. Президент Турции, являющийся по Конституции
главнокомандующим вооруженными силами, обладает правом вето в отношении
принятых парламентом законов, назначает судей, а в критической ситуации
армия, как это и произошло в 1997 году, вмешивается, чтобы сохранить
светский демократический вектор развития страны.
Именно
демократический, и в этом нет никакого противоречия. Демократия - это не
только власть большинства или избранного большинством (или, как это
часто бывает на практике, меньшинством) правительства. Это и
обязательное ограничение этой власти незыблемостью гарантированных
конституцией свобод любого меньшинства. Даже если это меньшинство
состоит из одного гражданина. Тем более когда речь идет о половине
населения - женщинах, права которых были бы самым грубейшим образом
попраны при полном или частичном введении средневековых норм шариата.
Каждый
раз, когда армия смещала правительство (а это в истории современной
Турции случалось четырежды), военные через несколько месяцев проводили
демократические выборы и уходили в казармы, не запятнав себя ни
злоупотреблениями во власти, ни коррупцией.
Правительство
Реджепа Эрдогана - Абдуллы Гюля, помня о печальном опыте своих
предшественников, вело очень осторожную политику. Оно провозгласило
своей целью ускорение вялотекущего уже более сорока лет процесса
присоединения Турции к ЕС и приняло ряд новых законов прежде всего в
экономической сфере, действительно сближавших турецкую правовую систему с
европейской, что благотворно сказалось на турецкой экономике.
Я
помню выступление Эрдогана в Давосе несколько лет назад. Его английский
и манеры были безупречны, и он вовсе не походил на какого-нибудь
насраллу. Но во всем этом европейском проекте турецких исламистов было
заложено огромное лицемерие.
Отрицательная позиция Германии и
Франции в отношении приема Турции в ЕС хорошо известна. На мой взгляд,
эта позиция ошибочна и стратегически недальновидна, но это тема другого
разговора. Факт тот, что членство в ЕС, в ближайшее десятилетие по
крайней мере, Турции не светит. Почему же ПСР упорно продолжала эти
бессмысленные, казалось бы, переговоры? А потому, что ее очень
устраивало настойчивое требование Брюсселя - во имя приобщения Турции к
европейским ценностям лишить армию её особой роли гаранта Конституции
страны.
Как говаривал один полузабытый классик, «формально
правильно, а по существу - издевательство». Брюссельским «полезным
буржуазным идиотам» из их прекрасного далека не дано понять, что именно
армия является в Турции наиболее последовательной защитницей европейских
и демократических ценностей и что их руками исламисты под флагом
«движения в Европу» пытаются убрать эту преграду к реализации своей
истинной программы.
А что это за программа, они
продемонстрировали уже сейчас, пытаясь провести в парламенте закон об
уголовной ответственности за супружескую измену. Это действительно идея
фикс исламистов всех времен и народов. С чего они все начинают,
дорвавшись до власти «демократическим» или любым другим путем? С
введения шариата, с порабощения женщины, социального и прежде всего
сексуального.
Получив очень жесткое предупреждение, ПСР
отозвала этот «законопроект». Кризис снова обострился в мае, когда
исламисты заявили о своих претензиях на пост президента страны.
Генеральный
штаб турецкой армии выступил с беспрецедентно резким заявлением:
«Наступление на основные ценности республики усиливается и перерастает в
открытый вызов государству. Турецкие вооруженные силы продемонстрируют
свою позицию, если это окажется необходимым. Пусть ни у кого не будет в
этом ни малейших сомнений».
Исламисты в европейских шкурах
прикинулись невинными демократическими ягнятами. Западные столицы от
Брюсселя до Вашингтона разразились негодующими заявлениями о
недопустимом поведении турецкой военщины.
Но на улицы
турецких городов в поддержку армии, Конституции и истинных европейских и
демократических ценностей вышли миллионы несогласных с исламистами
турецких мусульман.
Источник: http://www.i-r-p.ru/page/stream-trends/index-13186.html |