Книга,
о которой я хочу рассказать, увидела свет совсем недавно. Блестящая
монография Владимира Михайловича Запорожца «Сельджуки» посвящена предыстории Османского
государства — периоду в истории Востока, когда на полуострове
Малая Азия было образовано государство Сельджуков.
Представители тюркского племени огузов, Сельджуки пришли из великой
азиатской степи и обосновались сначала в Хорасане (область Восточного
Ирана), а в XI веке ударными темпами завоевали малую Азию. Так
была создана империя Великих Сельджуков (1075 — 1318). Эта династия
тюркских правителей получила имя в честь своего основателя, выходца
из знатного огузского рода Кынык.
Сельджук, молодой военачальник, занимавший должность субаши во главе
войска огузов, любимец правителя огузского ябгулука, заявив о своих
амбициях на верховную власть, не получил поддержки элит и был
вынужден бежать из государства. Вместе с частью соплеменников
талантливый военачальник обосновался в городе Дженд на правом берегу
Сырдарьи — территории, на которой к X веку успел окрепнуть
ислам, а деньги богачей во всю тратились на джихад
и строительство обителей для гази. Сельджук, вместе с соплеменниками
был язычником, но, как пишет Владимир Михайлович, «быстро оценив обстановку,
принял ислам и стал одним из местных лидеров джихада». Так исламу,
выбранному Сельджуком по политическим, но никак
не по религиозным соображениям, суждено было на века стать
религией государства, сегодня зовущегося Турцией. О самом правителе
добавим только то, что умер в возрасте 102 лет и большую часть жизни
провел в мусульманском Дженде.
…В мае 1035 года, «грабя на своем пути города и села», под
предводительством султана Тургула сельджуки переходят Амударью и вступают
на территорию Хорасана, принадлежавшую тогда могущественным Газневидам.
После ряда разгромных побед над войском Газневидов Тургул «рассчитывал
не только на признание законным факта завоевания Хорасана,
но и присвоение ему (Тургулу) султанского титула», однако был наделен
им не сразу. Прежде чем получить от багдадского халифа титулы
«Султан — столп веры» и «Султан — прибежице мусульман», Тургул
успел присоединить к Сельджукскому государству огромные территории —
области Систан, Таберистан, Ирак, которые покорились отлично вооруженному
и подготовленному войску великого Тургула-сельджука. Пройдет не так
много времени — и вкус сельджукского оружия, приправленный кровью,
познают византийцы, когда встреча Альп-Арслана и Романа Диогена
на века запомнится как самая страшная битва ислама и христианства
в истории.
…Когда в XX веке Мустафа Кемаль Ататюрк провозгласит турками всех,
кто проживает в этнических границах Турецкой Республики, потребность
в ответе на вопрос о том, откуда на самом деле происходит
турецкий народ — как единое целое — отпадет словно сама по себе.
На деле же процесс обретения себя как монолитной нации шел непрерывно
и сегодня тоже ничуть не утратил актуальности. Приводя подробнейшую,
буквально собранную по крупицам историю сельджукского народа, вышедшего
из тюркского племени огузов («докуз огуз»), покорившего Малую Азию двумя
столетиями раньше османов и сменивших (возможно, самостоятельно) свое
историческое имя с «огузов» на «тюрки», Владимир Михайлович связывает
две эпохи в истории турецкого народа, разделенные ни много
ни мало тысячелетием. История с географией 26 августа 1071 года началась знаменитая битва при Малазгирте (ныне город
в турецкой провинции Муш). Сельджукским войском руководил император
Альпарслан, византийским — Роман Диоген. Окончившись полным разгромом
византийской армии, это сражение вошло в исламскую историю как самая
большая победа над христианами. Корона императора Византии и его крест
перешли в руки Альп-Арслана, Роман Диоген был смещен с византийского
престола. Сирийский порт Тартус, сегодня известный как единственная российская военная
база дальнего зарубежья, оказался первым среди городов, осажденных сельджуками
во время нападения на Сирию в конце XI века. Хорасана, исторической области Ирана, где возникло государство Сельджуков,
сегодня на карте уже нет: в 2004 году она была разделена на три
провинции. Кстати, в переводе с персидского языка «Хорасан» означает
«откуда приходит солнце». Ольга Кузнецова, студентка 3 курса МЖ Источник: Портал МГИМО (У) МИД
|