6 октября в рамках Турецкого клуба МГИМО был проведен показ
фильма «Mutluluk» («Счастье»). Просмотр решили «подсластить» выпечкой
и горячим чаем, что помогло создать еще более теплую и уютную
атмосферу.
Идея организации подобного мероприятия зародилась на первом сборе
обновленного клуба в середине сентября. Ее инициатором стала
студентка 3 курса факультета МЖ Ольга Кузнецова, она же выбрала фильм
для первого показа. До начала просмотра Ольга сделала короткую презентацию
картины, а после него модерировала развернувшуюся оживленную дискуссию,
по итогам которой попросила тех, кого заинтересовала картина, написать
о ней свое мнение.
Далее следует полный текст рецензии «Феномен Стамбула» Михаила
Силантьева, студента 1 курс факультета МО.
"Айя-София, Голубая мечеть, терпкие запахи турецкой ночи,
Стамбул, Константинополь, Царьград, Новый Рим. В этом удивительном
месте переплетаются Европа и Азия, древние традиции и веяния западной
культуры.
В фильме «Счастье» (тур. Mutluluk) Абдуллы
Ойула вторая столица Турции предстает перед нами всего лишь тесной
квартирой на окраине мегаполиса, паромом, - а может быть, бесконечно
длинным в тумане мостом через Босфор. Однако основная мысль режиссера
заложена именно в этой капле сюжета: главные герои, родившиеся в
деревне, попадают в «культурный котел» Стамбула и переживают здесь
духовный кризис, являющийся, согласно концепции картины, ключом для
понимания жизни целой страны.
…Девушка, гонимая и
презираемая соседями, отцом и приемной матерью, уезжает в
город со своим кузеном, который «воротит нос» от нее по примеру всех
остальных родственников. Некий «грех» случился с ней в детстве.
Произошло нечто, и девушку изгнали из общества, исключили из разряда
равных себе. Герои уезжают из деревни в Стамбул, - уезжают не просто
так. Из Стамбула - в Мармарис, из Мармариса - в море… Happy end, закат,
красивая музыка, титры. Но в душе - неизгладимый
осадок.
Можно по-разному относиться к религиозным и
общественным традициям «старого Востока», называть их предрассудками, -
иногда бесчеловечными, как в ситуации с девушкой, с позором просидевшей
не один день в деревянном сарае. За что? За не ею, но над нею
сотворенный поступок. Но не будет ли такая оценка тоже своего рода
предрассудком? «Бикультурный парадокс» Стамбула – парадокс встречи двух
самостоятельных культурных единиц, Запада и Востока, «жесткой»
мусульманской Азии и «свободной» Европы. Парадокс, заставивший судьбы и
континенты постоянно «перетекать» друг в друга в поиске
оптимального соединения несоединимого. Несоединимого иначе, как самим
временем - долгим историческим временем. Фильм ярко
демонстрирует, насколько сложно современному человеку не потерять себя в
условиях неотвратимой, проникающей во все слои культуры глобализации.
Он – о том, как важно не потерять свои чувства и живое видение мира. Это
- чистое, нефильтрованное Искусство, показывающее всё, «как есть», - не
протокол, но вопрос «о мире, человеке, и месте человека в
мире».
Каждый турок, с которым я общался на
протяжении этого лета, говорил о Стамбуле с блеском в глазах. Вот он,
символ того, что турецкая нация с достоинством преодолевает напор
инокультурного влияния, хлынувшего в её культурное пространство, - так
же, как и в пространство других культур, включая российскую. Культура,
человек, пока они живы – всегда проблема. Связь культур, как и
связь времен, наверное, способно восстанавливать лишь высокое
искусство. Стамбул здесь – хороший символ в хорошем фильме, таком
близком сердцу русского человека, несмотря на «чужой язык», которому
все-таки удалось рассказать о недопонимании до слез и радости победы
любви над ограниченностью времени и места".
Анна Солодовникова, Председатель Турецкого Клуба, 3 курс факультета МЖ
Силантьев Михаил, 1 курс
факультета МО
|