Категории раздела

История Турции XX век [18]
Исторические карты [3]

Форма входа

Комментарии


"How to Acquire Special discounts on Accommodations"



"Сколько бы я ни бродил по просторам интернета, но такого сайта больше нет нигде. Ведь только тут есть это: http://igrosoft-online.ru - Деньги на халяву в интернете. Вы не пожалеете, что побывали тут."



"Укр кухонька в неї самі вкусні також рецепти гарнірів
---
http://ukrstol.ru/288-yaytsya_pozakarpatski.html - рецепт Яйця позакарпатськи"



"На мой взгляд самая познавательная лекция."


KURDISTAN к материалу
TRT 6

"ТРТ6 Бне показывает ,вчом дело , ."

О Турции

Главная » О Турции » История » История Турции XX век

Создание многопартийной системы в Турции. Особенности ее функционирования
27.03.2012, 16:33
Важным для образования многопартийности в стране моментом стало принятие меджлисом в 1945 г. Устава ООН, по итогам этого в правящей партии и начались дебаты о целесообразности сохранения авторитарного однопартийного режима.

Началом перехода к многопартийности в Турции можно считать съезд НРП в мае 1946 г., когда из устава и партийной программы были изъяты положения о государственной партии. Складывание многопартийной системы в Турции также можно связать с боязнью коммунистических настроений, для борьбы с которыми происходила своеобразная «реставрация» ислама в политической сфере. В результате перед выборами 1950 г. наблюдается появление целого списка происламских партий.

В январе 1946 г. Демократическая партия, возглавляемая бывшими членами НРП Джелялем Баяром и Аднаном Мендересом, была официально зарегистрирована. Вскоре эта партия стала главной оппозиционной силой НРП. Уже на выборах в июле 1946 г. ДП получила 61 мандат в меджлисе, что дало ей возможность открыто и законно требовать создания в стране истинной многопартийности. На выборах в мае 1950 г. около 90% электората поддержало ДП (408 мандатов против 69 у НРП).

Переход к многопартийному режиму был осуществлен в рамках Конституции 1924 г., которая предусматривала в неявной форме и действие в рамках многопартийности, и осуществление в будущем разделения властей на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В течение 1945–1960 гг. определенные попытки в реализации указанных тенденций осуществлялись. Однако и правившая единолично до 1950 г. НРП, и сменившая ее у власти Демократическая партия скатывались к авторитарным, жестко силовым методам достижения политических целей. Правившая в Турции с 1950 по 1960 г. демократическая партия, отказавшись от политики этатизма, ввергла страну в жесточайший кризис. Он был разрешен первым в истории республики военным переворотом в мае 1960 г. Принятая в 1961 г. новая Конституция стала самой демократической. Это была "вторая республика", которая просуществовала 20 лет. Кроме периода 1971–1972 гг., когда военные вновь вмешались в политический процесс, в целом соблюдалась в это время конституционная процедура.

Однако попеременно сменявшие друг друга у власти Партия справедливости и НРП, принявшая социал-демократическую платформу, не смогли разрешить социально – экономические проблемы и обуздать политический экстремизм правого и левого толка. Армии вновь пришлось вмешаться в политику, осуществив в сентябре 1980 г. новый переворот.

С 12 сентября 1980 г. власть в стране перешла к военной верхушке. Был сформирован Совет национальной безопасности (СНБ), который распустил парламент и приостановил деятельность политических партий. Военный режим, руководимый генералом К.Эвреном, просуществовал три года. За это время был наведен жесткий полицейский порядок, сбита волна терроризма, изолированы экстремисты разных мастей. Временное правительство отставного контр-адмирала Б.Улусу провело ряд экстренных стабилизационных мероприятий в экономике. Военные инициировали разработку проекта новой Конституции, которая соответствовала бы современным реалиям в жизни страны.

От разработки нового Основного закона были полностью отстранены представители политических партий. Бюрократия – военная и гражданская – стала творцом новой, "жесткой" Конституции. Она была вынесена на референдум и принята в ноябре 1982 г. Это был первый и, пожалуй, самый важный шаг в формировании политической системы "Третьей республики".
Конституция 1982 г. выстроена так, чтобы "резко повысить по сравнению с Конституциями 1924 и 1961 годов авторитет государства, осуществить принцип сильного государства, усилить исполнительную власть по сравнению с законодательной и судебной. Наследие идеологии кемализма по самым важным позициям также вошло в Конституцию. Основной закон устанавливал, по существу, режим "управляемой демократии".

Следующим этапом в формировании новой партийно-политической системы стали Закон о политических партиях (апрель 1983 г.) и Закон о выборах депутатов парламента (июнь 1983 г.). По этим актам ужесточались условия организации и деятельности политических партий, устанавливался жесткий контроль за функционированием партийных аппаратов. Преследовалась цель создать именно несколько крупных политических партий, которые могли бы формировать однопартийные правительства. Все это делалось для создания стабильной и жизнеспособной политической системы.

После принятия упомянутых законов СНБ дал разрешение на создание новых партий. За несколько месяцев образовалось 15 партий. Однако на ноябрьские выборы 1983 г. были допущены только три из них: Национал-демократическая пария (НДП), созданная генералитетом, Народническая партия (НП), имевшая социал-демократическую ориентацию, а также Партия Отечества (ПО), собравшая деятелей правоцентристской ориентации.

Итоги парламентских выборов оказались обескураживающими. Набрав 45% голосов, Партия Отечества Тургута Озала сформировала однопартийный кабинет. Проводя активную и в целом успешную экономическую политику, правительство Т. Озала вынуждено было в вопросах политики оглядываться на позицию генерала К.Эверена, ставшего президентом Турецкой Республики.

В 1983–1987 гг. происходило активное формирование партийной системы. Именно в эти годы образовалось около 20 партий, среди которых можно выделить четыре спектра политических организаций: правоцентристский, левоцентристский, происламский и радикально-националистический.

До 1995 г. две правоцентристские партии – "Партия Отечества" и "Партия верного пути" либо самостоятельно, либо в коалиции с другими партиями формировали кабинеты. Парламентские выборы 1995 г. неожиданно принесли наибольшее количество голосов партии умеренных исламистов "Рефах". Лидер партии Н.Эрбакан более года занимал пост премьер-министра. Но политическое давление военных вынудило его подать в отставку, а партия была запрещена Конституционным судом.

Последовавшее за этим правление прозападных кабинетов М.Йылмаза и Б.Эджевита еще более усилило в стране влияние исламистов. На состоявшихся в ноябре 2002 г. парламентских выборах наследница "Рефах" Партия справедливости и развития одержала безоговорочную победу и сформировала однопартийный кабинет.
Просмотров: 4372 | Рейтинг: 5.0/1 | Теги: история

Напечатать

Похожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Лица Портала

Баранов Дмитрий

Поиск по тегам

Погода

Новости