Политический ислам - ислам, под которым понимается деятельность различных партий, движений, группировок и т.д., действующих от имени ислама и ставящих своей целью захват власти и подчинение государственных структур и всей жизни общества шариату.
В результате переворота турецкое общество получило больше экономической и политической свободы, чем прежде. Проявившиеся крайности политической и экономической свободы открыли новые возможности для исламистских политических сил и их идей. Также это способствовало развитию исламской элиты, сформировавшей сферу исламского бизнеса, СМИ, интеллектуальные круги. Исламская элита начала процесс создания собственных культурных символов.
Для проведения экономической стратегии:
Т. Озал и его правительство объявили о проведении политики примирения основных политических сил, пытаясь достичь мира и устойчивого политического фронта, обеспечив возможность осуществления необходимых преобразований в экономической сфере. Без этого невозможно было говорить о процессах создания цивилизованного государства. Политика Т. Озала осуществлялась с учетом позиций исламского фундаментализма и процессов роста их влияния и укрепления позиций. Пытаясь увеличить степень своей популярности в обществе, Т. Озал часто обращался к лидерам исламистских партий и верующим. По его мнению, ислам являлся связующим фактором, когда речь шла о единстве народа. После того как Т. Озал сменил генерала К. Эврена на посту президента республики, роль исламистов значительно повысилась, что создало вскоре определенные сложности в политической ситуации в стране. Т. Озат открыто использовал ислам в полит целях, фактически при нем начался новый виток исламизации.
Социальная сфера и поддержка исламскими государствами:
Политика либерализации Т. Озала способствовала восстановлению исламом статуса одного из самых влиятельных институтов не только духовной, но и политической жизни в стране. При нём появились многочисленные религиозные фонды-вакуфы социального назначения, стипендии для неимущих учащихся школ и вузов, интернаты для таких учащихся. Часто за такими вакуфами уже стояли религиозные ордена, а за орденами и их руководителями - крупный капитал из исламских государств. Новое законодательство предоставило особые льготы инвесторам из Саудовской Аравии, Ливии, Ирана и др.
Важным направлением внешней политики правительства Озала было сближение с мусульманскими странами с целью развития торговли и экономического сотрудничества.
Политический ислам в Турции ориентировался, прежде всего, на тюркские народы, исповедующие ислам.
Исламисты Турции становились все менее «управляемыми» светской властью, всеми мерами стремились расширить и укрепить своё влияние на эту власть и общество. Во-первых, фактически утвердилось, несмотря на сопротивление армии и на периодические запреты, легальное политическое движение, что привело к сохранению влиятельной, весьма активной исламистской партии. Во-вторых, возродилась, «осовременилась» и небывало расширилась, переросла национальные границы деятельность религиозно-культурных обществ, орденов, группировок, причём в ряде случаев эта деятельность приобретала террористический характер.
Н. Эрбакан 1996-97 гг.
Только в 1987 г. Эрбакану возвращены политические права, после чего он был избран генеральным представителем партии и с тех пор оставался безусловным лидером легального политического движения в исламских кругах Турции.
В 1991 г происламской Партии благоденствия удалось пройти в парламент.
На выборах в декабре 1995 относительное большинство мест в Великом национальном собрании получила происламская Партия Благоденствия (Рефах), сделав попытку переориентировать Турцию на мусульманский мир, осуществить исламизацию образования и расширить свои позиции в государственном аппарате и армии. Ее основными целями являлись верховенство национальной воли, свобода мысли, религии, совести, национальное единство, развитие на основе взаимной выгоды отношений со всеми странами, в первую очередь соседями и союзниками (по исламскому миру). Принцип лаицизма трактовался как принцип, действие которого обеспечивает свободу совести и религиозных верований. Причиной победы партии на выборах является провозглашение ею лозунгов социальной справедливости (защиты беднейших слоев населения, забытых и Партией верного пути, и Партией Отечества).
Коалиция светских партий (Йылмыз-Чиллер) распалась в 1996г. После этого Эрбакан смог договориться с Чиллер о новой коалиции. Эрбакан предложил программу оздоровления экономики через систему последовательно предлагаемых «пакетов по выявлению источников капиталовложений». К началу 1997 г. власти предложили уже четыре таких пакета, все они предусматривали в качестве главнейшего инструмента оздоровления экономики ускорение приватизации, широкое вовлечение в этот процесс гос земельных участков, зданий, принадлежащих ГЭО. Предполагалось, что в 1997г. при поддержании уровня эконом роста удастся снизить инфляцию.
Успех Н. Эрбакана в меджлисе способствовал улучшению отношений Турции не только с мусульманскими государствами, представленными Саудовской Аравией, но и с шиитским Ираном. Несомненно, в такой благоприятной обстановке турецкие исламисты постарались расширить своё участие в культуртрегерской деятельности как в самой Турции, так и в Центральной Азии, Закавказье и в тюркоязычных регионах России. Эрбакан попытался реализовать и некоторые положения партийной концепции Милли гёрюш, проявлявшиеся во всё более открытых и настойчивых призывах к шариату, организацией шумных митингов в его поддержку, тайными встречами исламистов.
Основные контрмеры военных и в целом светской элиты во власти вошли в историю страны как «меры 28 февраля» - настойчивые рекомендации властям, принятые на заседании Совета национальной безопасности 28 февраля, о необходимости запрета Рефах как угрозы светскому режиму, отстранения её от власти. В результате обострившегося в июне 1997 г. острого полит кризиса правительство Эрбакана - Чиллер вынуждено было уйти в отставку.
Основная публичная активность сторонников Эрбакана переместилась в Германию, где в это время турецкую мусульманскую общину официально представляли три ассоциации: Милли гёрюш (Национальный взгляд), Исламский культурный центр и государственное Управление по делам религии своим отделением.
|