Категории раздела

История Турции XX век [18]
Исторические карты [3]

Форма входа

Комментарии


"How to Acquire Special discounts on Accommodations"



"Сколько бы я ни бродил по просторам интернета, но такого сайта больше нет нигде. Ведь только тут есть это: http://igrosoft-online.ru - Деньги на халяву в интернете. Вы не пожалеете, что побывали тут."



"Укр кухонька в неї самі вкусні також рецепти гарнірів
---
http://ukrstol.ru/288-yaytsya_pozakarpatski.html - рецепт Яйця позакарпатськи"



"На мой взгляд самая познавательная лекция."


KURDISTAN к материалу
TRT 6

"ТРТ6 Бне показывает ,вчом дело , ."

О Турции

Главная » О Турции » История » История Турции XX век

Основные причины социально-экономических кризисов в Турции в начале 90-х и в начале 2000-х гг.
27.03.2012, 17:04
Попытки Турции либерализовать свой финансовый сектор начались с программы структурных реформ 1980-х гг. Перед этим страна столкнулась с серьезным кризисом платежного баланса. Программа структурной адаптации была подготовлена при непосредственном участии МВФ и ВБ. До начала реформ финансовый рынок был слабо развит, фрагментирован, жестко регулировался государством. Преимущественной формой привлечения внешнего финансирования корпорациями выступали банковские кредиты. Бюджетный дефицит финансировался главным образом в форме монетизации. В период с 1981 по 1987 гг. основным направлением реформ стала торговая либерализация, стимулирование экспорта параллельно с реформами в области ценообразования. Последние были нацелены на снижение роли государства в регулировании экономики. На протяжении 1980-х гг. экспортные доходы росли в среднем на 15% в год. Серьезно изменилась структура экспорта. В финансовой сфере наиболее важными шагами были следующие: либерализация валютного режима в начале 1984 г., разрешение банкам принимать валютные депозиты от граждан и заключать сделки в валюте на кредитных рынках, снижение контроля ЦБ над банковской системой. В 1986 г. создан межбанковский рынок краткосрочного кредитования, в 1987 г. ЦБ расширил набор инструментов денежно-кредитной политики, начав операции на открытом рынке. Для надзора за банковским сектором был учрежден совет по рынку капитала. Именно эта организация инициировала возобновление работы стамбульской фондовой биржи в 1986 г. Завершение либерализации по счетам движения капитала, введение полной конвертируемости лиры в 1989 г. привлекло в страну большой объем краткосрочного капитала.

В начале 90-х руководство страны (премьеры Сулейман Демирель с 1991, Тансу Чиллер с 1993) продолжили приватизацию госпредприятий, но ее результаты оказались далеки от ожидаемых. Возможно, одной из причин столь малого успеха приватизации стал тот факт, что принятые при Озале законы не породили немедленно рыночную среду и не стоило ждать от них немедленной отдачи. Помимо этого, госсектор не спешил сдавать свои позиции, СМИ часто сообщали о коррупционных скандалах, подстроенных торгах и т.д. Достаточно вспомнить судебный процесс против Тансу Чиллер по обвинению в коррупции.

Другим важным моментом были все возрастающие расходы на затянувшуюся приватизацию. Оставались невостребованными, часто из-за своей стоимости и устаревшего оборудования, некоторые градообразующие предприятия, подлежащие приватизации (Карабюк, где находится завод по производству стали «Kardemir»; угольные корпорации, предприятия электроэнергетики). Интересно, что почти вся прибыль от приватизации ГЭО шла на покрытие предыдущих расходов по затянувшейся приватизации, на оплату по кредитам и т.д. (например, доходы от приватизации за период 1986-1997 гг. по официальным данным составили около 5 млн.долл., из которых почти вся сумма ушла на покрытие расходов по приватизации). 

Реакцией реальной экономики на финансовую либерализацию явилась серия бумов и падений. Рост ВВП характеризовался крайней неустойчивостью (8% – 1993 г., -5,5% – 1994 г.), темпы инфляции на ежегодной основе держались на уровне 70-80%.

Опыт Турции в этот период позволяет проследить влияние поспешной, неподготовленной финансовой либерализации на экономику страны и состояние рынка капитала. В противовес ожиданиям влияние государства на финансовом рынке оставалось довольно высоким.

В 3 квартале 1993 г. удорожание национальной валюты и ухудшение платежного баланса достигли пика, что привело к резкому бегству капитала с турецкого рынка. Таким образом, основной целью реформирования финансового сектора являлось обеспечение высоких устойчивых темпов экономического роста, достижение стабилизации благодаря повышению эффективности производства и увеличению сбережений. Однако массовые притоки краткосрочного капитала на финансовый рынок Турции не могли быть использованы для новых производственных инвестиций, а, напротив, создавали дополнительные обязательства в иностранной валюте при отсутствии надежных источников их погашения. Финансовая либерализация не устранила, а усилила ранее наблюдавшиеся в экономике дисбалансы.

По итогам 1996 г. экономический рост в стране составил 8%, уровень инфляции – 80%. Внешний долг за период 1990-1996 гг. возрос с 49 до 76 млрд.долл., что составило 40% национального дохода. Наиболее уязвимой отраслью оставалась энергетика, зависимая от импорта энергоносителей (нефти, нефтепродуктов, природного газа).

Начало XXI в. ознаменовалось для Турции масштабным валютно-финансовым кризисом. Основные причины кризиса были теми же, что и в 1994 г. Это несбалансированность в сфере государственных финансов, чрезмерное привлечение краткосрочных иностранных инвестиций для финансирования дефицита государственного бюджета, зависимость национальной экономики от поступлений иностранного капитала.

К концу 1999 г. прекратился экономический рост, наблюдавшийся с 1995 г. Среди причин можно назвать рост задолженности госсектора, незавершенная приватизация, рост процентов по кредитам, снижение объема капиталовложений, последствия землетрясений на западе страны, сокращение туризма. Снижение роста по секторам экономики в среднем составило 4,7%.

Для преодоления кризиса МВФ была разработана специальная программа стабилизации на 2000-2002 гг. По сути, основой ее выполнения должна была стать политика «затягивания поясов».

По мнению турецких же обозревателей, «кризис в Турции постоянен, нормальное состояние – исключение». Кризис охватил и социальную сферу.

Основным направлением финансовых реформ в этот период стало повышение эффективности институтов, создание инфраструктуры, которая должным образом формировала поведение участников рынка.

В настоящее время в стране уже достаточно хорошо отлажена законодательная система, в том числе система прав собственности. Однако необходимо повышать эффективность исполнения законов. В отчете ЕС за 2005 г. отмечались следующие позитивные сдвиги в финансовом секторе: усиление структуры банковской системы, улучшение качества контроля за деятельностью финансовых рынков, подготовка законодательных актов об отмене привилегий государственных банков. Государственные банки по-прежнему играют достаточно большую роль и создают до трети добавленной стоимости в банковском секторе.

Вместе с тем отмечается незавершенность процесса приватизации государственных банков, неспособность банковской системы обеспечивать эффективную связь между профицитными и дефицитными экономическими единицами. В докладе Турция была признана функционирующей рыночной экономикой при условии, что процесс стабилизации и проведения необходимых реформ будет продолжен.
Просмотров: 1858 | Рейтинг: 0.0/0 | Теги: история

Напечатать

Похожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Лица Портала

Ренард Анна

Поиск по тегам

Погода

Новости