Категории раздела

История Турции XX век [18]
Исторические карты [3]

Форма входа

Комментарии


"How to Acquire Special discounts on Accommodations"



"Сколько бы я ни бродил по просторам интернета, но такого сайта больше нет нигде. Ведь только тут есть это: http://igrosoft-online.ru - Деньги на халяву в интернете. Вы не пожалеете, что побывали тут."



"Укр кухонька в неї самі вкусні також рецепти гарнірів
---
http://ukrstol.ru/288-yaytsya_pozakarpatski.html - рецепт Яйця позакарпатськи"



"На мой взгляд самая познавательная лекция."


KURDISTAN к материалу
TRT 6

"ТРТ6 Бне показывает ,вчом дело , ."

О Турции

Главная » О Турции » История » История Турции XX век

Эволюция политической системы Турции в 1980-е-2000-е гг.
27.03.2012, 17:01
12 сентября 1980 г. в Турции произошел военный переворот. Власть на три года (1980-83гг) перешла к созданному генералами Совету национальной безопасности (СНБ) во главе с начальником генерального штаба К. Эвреном. СНБ распустил парламент, отстранил от власти правительство С. Демиреля, приостановил деятельность политических партий. Против происламской Партии национального спасения (ПНС) и националистической Партии националистического движения (ПНД) военная прокуратура организовала судебные процессы, предстали перед судом также левацкие террористические организации. В октябре 1981 г. власти решили вообще распустить все партии. Эта мера позволила СНБ активно вмешаться в процессы формирования заново политических группировок и создания затем на их основе новых партий.

В ноябре 1982 г. путем референдума была принята новая конституция Турции. В ней подтверждался республиканский, демократический, светский и социально-правовой статус турецкого государства, основные права и свободы личности, включая свободу частного предпринимательства, право частной собственности и право наследования имущества. Конституция устанавливала однопалатную структуру Великого национального собрания Турции с числом депутатов в 400 человек. Выборы в ВНСТ предусматривались один раз в пять лет. Исполнительная власть была представлена президентом, избираемым ВНСТ на семь лет из его же членов, а также правительством, главу которого назначал президент также из состава ВНСТ.

После принятия новой конституции военные власти последовательно и в намеченные сроки осуществили меры по переходу к гражданскому правлению. В результате победы на парламентских выборах 6 ноября 1983 г. (211 депутатских мест из 400) созданной перед выборами Партии отечества (ПО) власть в стране была передана гражданскому правительству, возглавляемому лидером этой партии Т. Озалом. С этого времени можно говорить о более решительном переходе правящей элиты страны к либеральной платформе внутренних преобразований. Не противопоставляя военной верхушке, ПО в то же время сумела представить к выборам эту платформу как единственно возможную гражданскую альтернативу военному режиму в сложившихся условиях.

Главное содержание внутриполитической жизни Турции конца 1980-х годов - осмысление парламентских выборов, состоявшихся в ноябре 1987 г., определённая демократизация политической жизни, усиление гражданской власти. В выборах участвовали практически все заново созданные ещё перед выборами 1983 г. партии. Партия отечества получила 292 места (почти 65% мест в парламенте), Социал-демократическая народническая партия (СДНП) - 99 мест (22,5%), Партия верного пути (ПВП) – 99 мест (22,5%). Воссозданная с новым названием Рефах (Партия благополучия - ПБ) происламская партия, возглавляемая Эрбаканом, оказалась со своими 7% вне парламента. Та же судьба постигла и ПНД (2,81% голосов). Как можно судить по итогам выборов, ПО продолжала оставаться самой крупной, самой влиятельной партией, сохраняя мандат на либеральную реконструкцию общества. Вместе с тем доля поданных в её поддержку голосов заметно сократилась, референдум 6 сентября 1987 г. отменил запрет на политическую деятельность влиятельных ранее, до переворота, лидеров партий, они действовали уже независимо от ПО.

Постепенное ослабление авторитарности всё более сказывалось на политической жизни Турции. Заметно возросла деятельность оппозиции и её критика властей, в стране все более активными стали выступления демократических кругов. С конца 1987 г. стала обсуждаться возможность легальной деятельности Объединённой коммунистической партии Турции, созданной в результате слияния КПТ и Рабочей партии. Руководители новой партии Нихат Саргын и Хайдар Кутлу прибыли в страну, однако были немедленно арестованы, подвергнуты допросам, пыткам.

Все более очевидной становилась двойственность властей в политике поддержки ислама. Политика либерализации Т. Озала способствовала восстановлению исламом статуса одного из самых влиятельных институтов не только духовной, но и политической жизни в стране.

На рубеже 1980-90-х годов произошли очередные изменения во властной элите страны. В связи с истечением срока президентских полномочий К. Эврена его пост занял в конце 1989 г. Т. Озал, уступив место лидера Партии Отечества (ПО) Месуту Йылмазу, авторитет «партии реформ» в стране стал заметно снижаться. Реализация реформ проходила с трудом, либерализация носила противоречивый характер, стремительно набирал силу исламизм, что вызывало ответную реакцию военной верхушки. По итогам парламентских выборов 1991 г. ПО оказалась в меджлисе на втором месте (115 депутатов), уступив первое место своей близкой по идеологии сопернице - Партии верного пути (178), возглавляемой С. Демирелем. Третьей стала Социал-демократическая народническая партия (88), четвёртой - исламистская Рефах (62) во главе с Н. Эрбаканом и пятой - Демократическая левая партия во главе с Б. Эджевитом, получившая 7 мест. На этом перемены во власти не закончились, весной 1993 г. скончался Т. Озал, президентом был избран С. Демирель, и оставленный им пост лидера в ПВП впервые перешёл к женщине - Тансу Чиллер, профессору-экономисту, которая в том же году возглавила коалиционное правительство ПВП-СДНП. Со смертью «либерально настроенного в отношении курдов» Т. Озала и приходом к власти правительства Тансу Чиллер карательные операции в Турецком Курдистане ужесточились, воинский контингент в Курдистане был увеличен до 150 тысяч. Такая коалиция привела СДНП к расколу в партии, свидетельствующему о продолжающейся сложной трансформации всего левоцентристского движения страны.

В конце 1980-х-начале 90-х гг. фактически утвердилось (под разными названиями), несмотря на сопротивление армии и на периодические запреты (по решению Конституционного суда), легальное исламское политическое движение, что привело к сохранению влиятельной, весьма активной исламистской партии.

Прошедшие в декабре 1995 г. парламентские выборы в Турции обеспечили в меджлисе большинство, правда небольшое, происламской партии Рефах. Из 550 мест в меджлисе она получила 158, далее следовала Партия верного пути (ПВП) - 135 мест, третьей оказалась Партия Отечества (ПО), возглавляемая Месутом Иылмазом (132 места). Значительно отстали от этих лидеров две левоцентристские партии - Демократическая левая партия (ДЛП) во главе с Б. Эджевитом (76 мест) и Народно-республиканская партия Д. Байкала (49 мест). Остальные партии, в том числе националистическая, возглавлявшаяся А. Тюркешем, не преодолели десятипроцентный рубеж и оказались вне меджлиса. Успех партии Рефах поднял на ноги всю светскую элиту страны - и гражданскую, и военную. В течение 1996 г. шли разговоры с различной степенью тревоги, об угрозе возрождения шариатского режима в Турции. Вместе с тем многие авторы отмечали, что провозглашённый К. Ататюрком путь Турции на Запад, Европу, уже несовместим ныне с ограничениями в правах человека, запретами религиозной деятельности под предлогом её политизации. Сами же исламисты активно прибегли к ссылкам на права человека как на безусловную норму европейской жизни.

Оценивая позиции двух ведущих светских партий в отношении Партии благополучия (ПБ) в пред- и послевыборный период, можно заключить, что они определяются не столько стремлением защитить светские принципы от угрозы шариатского режима, сколько желанием всячески ослабить позиции Рефах как опасного политического конкурента. Но очевидно, что не только религиозные мотивы побудили пятую часть турецкого электората проголосовать за Рефах. Своим успехом её лидеры обязаны прежде всего лозунгам социальной справедливости, защиты «униженных и оскорблённых». Беднейшие слои общества оказались забытыми и Партией верного пути, и Партией Отечества, погрязшими, как утверждали их политические противники, в коррупции, в бесплодных спорах между собою, в связях с мафиозными группами, в бесконечном вооружённом конфликте в Курдистане.

Межпартийная и личная вражда между двумя светскими партиями не была преодолена, коалиция в июле 1996 г. распалась. Только после этого Н. Эрбакан сумел договориться с Т. Чиллер о новой коалиции, соглашение между ПВП и ПБ предусматривало периодическую смену на посту премьера лидера одной партии лидером другой. Первым возглавил коалиционное правительство Эрбакан.

Основные контрмеры военных и в целом светской элиты во власти вошли в историю страны как «меры 28 февраля» - настойчивые рекомендации властям, принятые на заседании Совета национальной безопасности 28 февраля, о необходимости запрета Рефах как угрозы светскому режиму, отстранения её от власти. В результате обострившегося в июне 1997 г. острого политического кризиса правительство Эрбакана - Чиллер вынуждено было уйти в отставку. 12 июля меджлис утвердил состав очередного, уже светского коалиционного правительства.

Премьер-министром нового коалиционного правительства, созданного после неудачной исламо-светской коалиции, стал лидер Партии Отечества М. Йылмаз, пост заместителя премьер-министра занял Б. Эджевит. В феврале 1998 г. Конституционным судом было принято решение о закрытии партии Рефах, фактическое лишение Эрбакана, призывавшего «к режиму, основанному на религии», и его ближайших сподвижников прав на политическую деятельность. После этого последовало немедленное возникновение на месте партии Рефах её замены - партии Фазилет (там и Р.Т. Эрдоган), которую возглавил давний сподвижник Эрбакана Реджаи Кутан, заявив при этом, что духовное руководство партией остается у Эрбакана.

По итогам парламентских выборов 1999 г. исламистская партия Фазилет оказалась уже не на первом, а на третьем месте в меджлисе. Первое место по числу полученных голосов заняла Демократическая левая партия Эджевита (22,1%), второе - ПНД(17,9%) во главе с преемником Тюркеша Девлетом Бахчели, третье - Фазилет (15,4%), четвёртое - ПО (13,2%), пятое - ПВП(12%).

В июне 2001 г. партия Фазилет была закрыта по решению Конституционного суда. После этого её приверженцы решили начать в наступившем XXI в. новую жизнь. Они давно уже поделили себя в парламенте на две партийные группы - «традиционалистов» и «обновителей» и теперь после запрета Фазилет и те и другие создали и официально зарегистрировали свои независимые происламские партии. Первые учредили партию Саадет(«Счастье»), активно поддержанную Эрбаканом, которого весьма чтил его старый соратник Реджаи Кутан, ставший лидером этой партии. Вторые, «обновители», проанонсировали себя как сторонники «умеренного ислама», они создали Партию справедливости и развития («Адалет ве Калкынма»), избрав своим лидером частого критика Эрбакана, энергичного Р. Т. Эрдогана, будущего премьер-министра Турции.

57-й кабинет министров Турции был сформирован 28 апреля 1999 г., в нём оказались вместе со своими лидерами представители трёх партий - Демократической левой, Партии националистического движения (ПНД) и Партии Отечества. Добившись в результате выборов 1999 г. статуса второй партии по числу полученных голосов (17,9%) - после Демократической левой партии Эджевита (22,1%), Партия националистического движения прежде всего озаботилась популяризацией в обществе своих доктрин, националистического наследства, пантуранизма. После смерти А. Тюркеша партию в качестве генерального председателя возглавил Девлет Бачели.

Начало нового, двадцать первого столетия ознаменовалось заметным сюрпризом в политической жизни страны: впервые в республиканской истории к власти по итогам выборов 2002 г. пришла происламистская Партия справедливости и развития, заявившая о себе как о партии умеренного ислама. Доля поданных за неё голосов (34,2%) обеспечили ей возможность создать однопартийное правительство. Все партии прежнего состава парламента оказались вне его. Единственной партией новой парламентской оппозиции оказалась сумевшая преодолеть 10%-ный барьер Народно-республиканская партия (НРП), набравшая 19,3% голосов; до этого она даже не была представлена в меджлисе. Один из принципов Ататюрка (лаицизм) поставлен под вопрос.

21 октября 2007 года в Турции прошёл референдум по поправкам в действующую конституцию. Поправки изменили порядок избрания и срок полномочий президента, а также срок полномочий парламента. По конституции от 1982 года главу государства — президента — избирает парламент. Президент избирался сроком на 7 лет и не мог быть переизбран. В соответствии с поправками, глава государства будет избираться путём всенародного голосования сроком на 5 лет с возможностью переизбрания ещё на один срок. Выборы в парламент будут проходить раз в 4 года. Выборы 2007 года были досрочными и организованы были с подачи ПСР, которая хотела лишний раз убедиться в безоговорочной поддержке большей частью населения. Результат не заставил себя ждать. Партия одержала уверенную победу и подтвердила свое право формировать кабинет министров и рекомендовать кандидатуру президента из «своих людей» (А.Гюль).

Референдум 12 сентября 2010 г. – ряд поправок: впервые в истории республики предусматривает установление в отношении военнослужащих юрисдикции гражданских судов при совершении ими преступлений против безопасности государства и конституционного строя, поправки отменяют временную статью 15 Конституции, гарантирующую юридическую защиту и неприкосновенность организаторов военного переворота 1980 года, вводят положения (также впервые в истории республики) о подсудности высших военачальников, включая начальника генерального штаба, Верховному Суду, роль которого по закону принадлежит Конституционному Суду.
Просмотров: 4681 | Рейтинг: 5.0/1 | Теги: история

Напечатать

Похожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Лица Портала

Михеев Виктор

Поиск по тегам

Погода

Новости