Источник: Институт религии и политики
Анкара пытается успокоить руководство и общественное мнение Азербайджана
Интервью Vesti.Az с известным политологом, научным сотрудник Института религии и политики (Москва) Зурабом Тодуа -
Как Вы прокомментируете то, что власти Армении и Турции сообщили, что
собираются провести «внутриполитические консультации», целью которых
является установление дипломатических отношений между странами?
-
Судя по тексту протоколов, которые были опубликованы в СМИ («Протокол
об установлении между двумя странами дипломатических отношений» и
«Протокол о развитии двусторонних отношений»), процесс переговоров между
Турцией и Арменией с целью нормализации отношений, очевидно, выходит на
финишную прямую. До появления этих протоколов еще можно было говорить о
том, что переговоры о нормализации отношений затянутся. Теперь понятно,
что и Турция и Армения, движимые, прежде всего, национальными
интересами, стремятся открыть границу, установить дипломатические
отношения и найти решение других спорных вопросов. Чрезвычайно важным
является то, что стороны договорились создать подкомиссию по истории с
участием армянских, турецких, швейцарских и других международных
экспертов. Это то, на чем давно настаивала Анкара, и от чего ранее
отказывался Ереван.
- На данный момент мы можем
констатировать, что Армения ныне является самой отсталой страной
региона Южного Кавказа. Насколько велика вероятность смены власти в этой
стране по мере углубления экономического кризиса в этой стране? -
Во-первых, жители Армении уже привыкли к испытаниям. В 90-х годах им
было намного хуже, чем сейчас. Во-вторых, открытие турецко-армянской
границы будет способствовать росту экономической активности, торговли и
привлечению иностранных инвестиций, что, в свою очередь, вполне
возможно, приведет к постепенному выходу из экономического кризиса.
-
Я неспроста задал предыдущий вопрос. Может ли быть так, что мы
наблюдаем заранее обговоренную игру со стороны Турции и Армении, суть
которой сводится к спасению резко пошатнувшегося внутри своей страны
имиджа Сержа Саргсяна посредством выброса в СМИ заявления о возможности
открытия турецко-армянских границ в обмен на уступки Армении в
нагорно-карабахском вопросе, либо в вопросе признания так называемого
«геноцида армян»?
- Ваш вопрос подразумевает
наличие крайней заинтересованности Анкары в том, чтобы поддержать, как
вы выражаетесь «резко пошатнувшийся имидж президента Армении С. Саргсяна
…» Не думаю что это так. Я полагаю, что уступки Армении в таком сложном
вопросе как нагорно-карабахский конфликт возможны только в обмен на
равноценные уступки со стороны Азербайджана. Ранее я неоднократно
отмечал, что реальный прогресс на переговорах по урегулированию
конфликта возможен только в результате компромисса с каждой стороны.
Уступок в позиции в обмен на «заявления в СМИ» быть не может. Это
извините – несбыточные фантазии. Судя по опубликованным протоколам, речь
действительно идет о намерении двух стран нормализовать отношения,
открыть границы, установить дипломатические отношения, и приступить к
урегулированию других вопросов, в том числе и в области истории.
- А что даст Армении и Турции установление дипломатических отношений?
-
Для Армении это выход из состояния геополитической изоляции, в которой
она оказалась после армяно-азербайджанской войны из-за Нагорного
Карабаха и ухудшения до предела российско-грузинских отношений.
Установление дипломатических отношений и открытие границы откроет
широкие возможности для развития экономических и торговых отношений и
связей с Турцией и другими странами. Для Турции – это означает появление
новых возможностей для продвижения своих интересов в Закавказье и,
пожалуй, самое главное, это серьезный шаг в направлении достижения
стратегической цели, которой руководство Турции давно добивается -
вступление в ЕС.
Урегулирование отношений между Турцией и Арменией является одним из главных условий, которое Брюссель выдвигает Турции.
-
Как все это увязывается с заявлением главы турецкого
внешнеполитического ведомства Ахмеда Давудоглу о том, что подписанный
между Турцией и Арменией протокол о нормализации отношений не означает,
что руководство ТР ушла от своих принципов по разрешению карабахского
конфликта и что Турция никогда не предпримет шагов, противоречащих
интересам Азербайджана?
- Заявление о том, что
этот протокол «не означает отход от принципов по разрешению карабахского
конфликта» и «не противоречит интересам Азербайджана», а также другие
подобные высказывания, явно направлены на то, чтобы успокоить
руководство и общественное мнение Азербайджана. Конечно, открытие
армяно-турецкой границы и установление дипломатических отношений
противоречит жизненно важным интересам Азербайджана по возвращению под
свой контроль оккупированных территорий. Отношения между Азербайджаном и
Турцией, наверное, осложнятся на некоторое время. Но руководство Турции
будет всеми возможными способами пытаться снизить негативный эффект от
процесса нормализации отношений с Арменией. Будет сказано много слов.
Будет сделано много обещаний. Вероятно, азербайджанские политологи и
эксперты детально проанализируют данный факт и дадут ему соответствующую
оценку. Реальное и объективное объяснение всему этому только одно (и
ранее я неоднократно об этом говорил): в переговорах между Турцией и
Арменией каждая из сторон преследует свои интересы. Со стороны Турции
это означает, что ее интересы не ограничиваются только интересами
развития отношений с Азербайджаном. У Турции есть национальные интересы и
за пределами турецко-азербайджанских отношений. В том числе – острая
необходимость урегулирования отношений с Арменией.
-
Ныне Армения открыто заявляет о территориальных претензиях к
Азербайджану, Турции и Грузии. Можно ли надеяться на изменение позиции
РА в этих вопросах в случае смены власти в этой стране?
-
О территориальных претензиях Армении правомерно говорить только в
отношении Азербайджана. Есть Нагорный Карабах, есть пять оккупированных
районов Азербайджана за пределами Нагорного Карабаха. В отношении Грузии
и Турции на официальном уровне руководство Армении территориальных
претензий не предъявляет. Данная тема время от времени затрагивается в
СМИ и научных трудах. Вместе с тем, полагаю, многие в Армении понимают,
что выдвижение территориальных претензий к Турции и Грузии на
официальном уровне будет означать авантюру, граничащую с катастрофой
государства. В отношении Нагорного Карабаха позиция Армении по существу
не менялась в течение 20 лет, независимо от того, кто был у власти. Для
изменения этой позиции должны быть веские основания. Сегодня таких
оснований нет. Поэтому и в дальнейшем надо полагать эта позиция не
претерпит особых изменений.
Источник: http://www.i-r-p.ru/page/stream-trends/index-24301.html |