В предыдущей статье автора был затронут ряд вопросов, касающихся современного состояния государственной гражданской службы в Турции. Здесь хотелось бы развить эту тему и рассмотреть некоторые аспекты, сопровождающие временной отрезок от благополучного прохождения претендентом на место в госструктуре конкурсного отбора до его полноценного зачисления на службу.
Как было сказано ранее, процесс поступления на госслужбу в Турции имеет в принципе общую для всех ведомств процедуру, в частности, подразумевающую успешное прохождение ЕГЭ для госслужащих (т.н. «KPSS»). При этом, разумеется, каждая организация имеет свои, определяемые её спецификой, требования и регламент поступления (ведомственные экзамены, проводимые, как в письменной, так и в устной форме, а также собеседования). Сведения о них публикуются в открытых источниках, скажем, на веб-сайтах организаций, осуществляющих набор, либо по мере открытия вакансий, либо на постоянной основе.
После успешного прохождения конкурса поступающий на госслужбу получает статус «кандидата». В самом общем виде положения, связанные с этим статусом, регулируются Законом №657 «О государственных служащих». В частности, Закон предусматривает, что период «кандидатства» не может быть с одной стороны менее одного года, с другой стороны - превышать двух лет. На это время исключается возможность смена места службы. В указанный отрезок времени ведётся интенсивная подготовка кандидата к зачислению на должность в соответствии с требованиями, изложенными в Постановлении №18090 («Общие правила, связанные с подготовкой кандидатов в должностные лица»).
В частности, в/у Постановлением предусматривается изучение ряда образовательных курсов (общего и профильных) с последующим прохождением стажировки. Результаты сданных экзаменов по упомянутым курсам и итоги стажировки, вкупе с оценкой личных и деловых качеств кандидата, определяют окончательное, выносимое по нему, решение. С этой целью на каждого кандидата готовится и подписывается двумя руководителями представление по стандартной форме, приведённой в приложении к Постановлению.
Целью общего (или базового) образовательного курса согласно Постановлению является получение минимальных знаний общего квалификационного характера по государственной службе с учётом исходного образовательного уровня кандидатов (разделение на начальное, среднее и высшее образование). Продолжительность курса – от десяти дней до двух месяцев. Подготовкой его программы и вопросов, с учётом требований действующего законодательства, занимается Управление по государственным служащим (DPB).
Подготовка программ спецкурсов и стажировок и их проведение, в свою очередь, отдаётся на «откуп» ведомств. При этом продолжительность первых колеблется в диапазоне от одного до трёх месяцев. Длительность стажировки – не менее двух месяцев. Максимальный срок Постановлением не устанавливается - лишь сказано, что она должна быть завершена в течение периода времени, отведённого на «кандидатство».
Как отмечено выше, «венчает» процесс - подготовка представления на кандидатов по стандартной форме. Представление включает как сведения об успехах на «поприще» сдачи экзаменов, так и оценку личных и деловых качеств по списку критериев. Автор не мог удержаться от соблазна привести в статье выдержку из шаблона представления – перечень «знаковых» качеств кандидатов, который показался ему в высшей степени любопытным и назидательным, при этом не нуждающимся в каких-либо дальнейших комментариях (см. Приложение №1).
Уместным представляется задаться вопросом, какими общими знаниями должен располагать современный турецкий чиновник и каково содержание общего образовательного курса, упомянутого выше. Для начала стоит отметить, что первая программа была подготовлена в 2001 году специально созданным в структуре DPB Советом по базовому образованию. Вторая переработка была сделана в 2006 году. В дальнейшем программа и вопросы базового курса подвергались неоднократной ревизии и корректировке.
По состоянию на начало 2012 года программа базового курса включает тринадцать тематических разделов, которые изучают все кандидаты, вне зависимости от образовательного уровня и позиции, на которую они претендуют. Как говорилось ранее, именно образовательный уровень определяет предельную «высоту» карьерного роста чиновника.
Итак, перечислим названия разделов программы: Принципы Ататюрка; История реформ; Конституция Турецкой Республики; Государственное устройство в общем; Закон о государственных служащих; Принципы переписки и документооборота; Защита государственной собственности и экономия; Контакты с населением; Конфиденциальность и её значение; Сведения, затрагивающие национальную безопасность; Коммуникации; Правила турецкого языка; Права человека. Ниже в Приложении №2 приведена Таблица с указанием часов, затрачиваемых на изучение каждого раздела, и количества экзаменационных вопросов по ним.
Как видно из Таблицы, стажеры с разным уровнем образования изучают и экзаменуются по одним и тем же разделам программы. Более того, если смотреть разбивку вопросов на уровень глубже, можно увидеть отсутствие отличий и среди заголовков подразделов. Однако, количество часов, отведённых на изучение каждого раздела и глубина изучения, а также число и сложность вопросов по ним на экзамене, для кандидатов с разным уровнем образования всё же разнятся. При этом суммарное число вопросов (экзамен проводится в форме тестирования) – одинаково для всех претендентов. Всего их сто при продолжительности экзамена до двух часов.
Итак, из перечня вопросов, при всей компактности курса, видна широта его охвата: тут и чисто турецкая «специфика» (история реформ и Республики, заветы М.К. Ататюрка), принципы работы чиновника (законодательство, переписка, документооборот, секретность), а также «гуманитарка» (отношения с населением, выстраивание коммуникаций, грамотное использование турецкого языка, права человека).
В качестве примера построения разделов курса, приведём структуру двух из них. К примеру раздел «Принципы переписки и документооборота» включает следующие подразделы:
- Цель;
- Разновидности письменных контактов;
- Структура и правила официальной переписки;
- Меры при отправке и получении официальной корреспонденции;
- Регистрация и подшивка;
- Система классификации файлов;
- Секретные досье;
- Тетрадь регистрации;
- Уведомления.
Раздел «Контакты с населением» включает:
- Проблемы при контактах с населением;
- Подходы к контактам с населением;
- Смысл и принципы контактов с населением;
- Структурирование отношений с населением;
- Стадии контактов с населением;
- Средства контактов с населением;
- Контакты с трудящимися и с населением.
Также хотелось бы прокомментировать появление в программе базового курса раздела «Правила турецкого языка». В качестве немаловажной причины, разумеется помимо утилитарной функции правильной расстановки «точек и запятых», автору видится характерное для турок внимательное отношение к родному языку. Правильное использование языка, поставленные по столичным стандартам произношение и дикция - отличительная черта состоявшихся бюрократов и бизнесменов, которые не только умеют, но и, как нетрудно убедиться, побывав на различных конференциях и переговорах, любят им пользоваться. Можно сказать больше: социальный статус человека в Турции чётко прослеживается по построению речи и произношению (столичный ли это выговор или т.н. «шиве»). Туркам с детства прививается привычка высказываться на публике, они чужды стеснения и редко держат при себе свое мнение, многие из них – прекрасные докладчики (уже не говоря о них, как о переговорщиках, но это - совсем отдельная тема). Любопытно, что политика в области языка (реализуемая через Türk Dili Kurumu) нацелена на минимизирование заимствований слов из иностранных языков. Турецкий язык, помимо всего прочего, постепенно становится важным элементом гуманитарной составляющей внешнеполитического курса страны. В этой связи стоит обратить внимание читателей на тот размах, с которым в этом году прошла международная олимпиада по турецкому языку, собравшая множество участников, выражаясь российской терминологией «из ближнего и дальнего зарубежья», на финальной части которой присутствовали высшие официальные лица страны.
Возвращаясь в «фарватер» обсуждения программы базового курса, можно констатировать, что каждая её тема, несмотря на сжатость, рассматривается систематически и последовательно: от понятийного аппарата и теоретических подходов до практики использования. И, представляется, именно в этом его основная ценность – в попытке донести багаж основных знаний, который весьма и весьма многообразен, до всех, впервые поступающих на государственную службу, при этом не теряя достаточно компактной и вместе с тем систематической формы подачи материала. Понятно, что это – достаточно нетривиальная задача: первое далеко не всегда уживается со вторым. Более того, официальная публикация лекций базового курса должна способствовать достижению важной цели – исключению разночтений и «перекосов» на «местах», и, в итоге, унификации знаний, подходов и навыков современного турецкого чиновничества, невзирая на место службы и ведомственную специфику.
Разумеется, ошибкой было бы сравнивать экзамены по базовому и профильным курсам подготовки чиновников со вступительными экзаменами, просто потому, что у них разная задача. С получением статуса «кандидата» его уже не «отсеивают» из «пула» претендентов, его воспитывают в духе современной турецкой политики, нацеленной на формирование класса турецкой бюрократии. И, как можно заметить из изложенного выше, воспитывают весьма основательно.
Приложение
№1. Критерии оценки личных и деловых качеств кандидатов на зачисление на госслужбу | Качества | Весовой
коэффициент и его распределение | Рук-ль 1 | Рук-ль
2 |
1. | Общие качества | 10 | | |
| a. Внешний вид, внимание к одежде | 2 | | |
| b. Воспитанность, вежливость, скромность | 2 | | |
| c. Невозмутимость | 1 | | |
| d. Серьёзность | 1 | | |
| e. Падкость на личную выгоду | 2 | | |
| f. Беспристрастность и справедливость | 1 | | |
| g. Должное использование ресурсов и времени | 1 | | |
2. | Соответствие дисциплинарным
требованиям | 15 | | |
| a. Следование закону, постановлению, приказам | 4 | | |
| b. Своевременное и полное исполнение обязанностей | 5 | | |
| c. Отношение и поведение к вышестоящим | 3 | | |
| d. Отношение и поведение к коллегам | 1 | | |
| e. Послушание | 2 | | |
3. | Работоспособность | 15 | | |
| a. Энтузиазм и усилия при исполнении обязанностей | 5 | | |
| b. Способности к исследованию и анализу | 5 | | |
| c. Стойкость к физической усталости | 2 | | |
| d. Стойкость к психологической усталости | 3 | | |
4. | Склонность к командной работе | 5 | | |
| a. Предрасположенность к групповой работе | 3 | | |
| b. Уживчивость | 2 | | |
5. | Надежность и лояльность | 5 | | |
| a. Честность | 2 | | |
| b. Привычка к сплетням | 1 | | |
| c. Уважение к секретности и сохранение секретов | 1 | | |
| d. Использование доверия с плохими намерениями | 1 | | |
6. | Профессиональные знания | 50 | | |
| Итого: | | | |
Приложение
№2.Содержание Программы базового образования для стажёров-чиновников и
последующего экзамена для кандидатов с различным уровнем образования | Группы
вопросов | Начальное
образование | Среднее
образование | Высшее
образование |
Кол-во
часов на изучение | Кол-во
вопросов на экзамене | Кол-во
часов на изучение | Кол-во
вопросов на экзамене | Кол-во
часов на изучение | Кол-во
вопросов на экзамене |
1. | Принципы
Ататюрка и история реформ | 5
+ 5 | 9
+ 8 | 4
+ 4 | 7
+ 6 | 3
+ 3 | 5
+ 5 |
2. | Конституция
Турецкой Республики | 4 | 7 | 4 | 7 | 4 | 7 |
3. | Государственное
устройство в общем | 3 | 5 | 4 | 7 | 4 | 7 |
4. | Закон
о государственных служащих («Devlet Memurları Kanunu») №657 | 10 | 17 | 10 | 17 | 10 | 17 |
5. | Принципы
переписки и документооборота | 4 | 7 | 5 | 9 | 6 | 10 |
6. | Защита
государственной собственности и экономия | 5 | 7 | 3 | 5 | 3 | 5 |
7. | Контакты
с населением | 6 | 10 | 4 | 7 | 4 | 7 |
8. | Конфиденциальность
и её значение | 2 | 3 | 4 | 6 | 4 | 6 |
9. | Сведения,
затрагивающие национальную безопасность | 4 | 8 | 4 | 7 | 4 | 7 |
10. | Коммуникации | 6 | 3 | 7 | 5 | 3 | 5 |
11. | Правила
турецкого языка | 2 | 10 | 3 | 11 | 8 | 13 |
12. | Права
человека | 4 | 6 | 4 | 6 | 4 | 6 |
13. | Экзамен | 2 | | 2 | | 2 | |
| Всего | 62 | 100 | 62 | 100 | 62 | 100 |