В настоящей статье хотелось бы продолжить тему современного состояния государственной гражданской службы в Турции, обсуждение которой положено в предыдущих публикациях.
Стремясь придать «дискуссии» системность и последовательность, обозначим основные вопросы, уже рассмотренные в раннее опубликованных статьях. Напомним, что они затрагивали как общее состояние госслужбы, в частности, количественный состав турецкого чиновничества, средний уровень заработных плат, привлекательность госслужбы для молодежи и проч., так и некоторые, несколько более частные моменты, включая: принципы конкурсного отбора, последующую подготовку прошедших отсев к зачислению на место и т.д. Политика руководства страны, направленная на формирование новой чиновничьей элиты, как опоры правящего режима, и стремление к повышению популярности госслужбы отмечены в качестве важных тенденций развития.
При том, что, как уже было отмечено ранее, согласно официальной статистике количественный состав турецких чиновников значительных изменений не претерпевал, общие расходы на содержание Центральной администрации демонстрируют, в абсолютном выражении, значительный рост: с 87,0 млрд. тур. лир в 2001 г. до 313,3 млрд. тур. лир в 2011 г. Однако, по отношению к ВВП, который в указанный отрезок времени увеличился более, чем в шесть раз (с 240,2 млрд. до 1 294,9 млрд. лир), наблюдается некоторое снижение их доли: с 36,2% до 24,2% в период с 2001 по 2011 гг.
Параллельным образом растут расходы на персонал: если в 2001 году они составляли 14,5 млрд. тур. лир, то в 2011 г. – уже 85,8 млрд. тур. лир, с учётом отчислений на социальное страхование. В 2011 году расходы на соцстрах составили 12,9 млрд. тур. лир, таким образом, «чистые» расходы на персонал – 72,9 млрд. тур. лир.
Принятый в конце прошлого года Закон о бюджете Центральной администрации на 2012 г. №6260 устанавливает следующие пределы расходов:
- Ведомства, входящие в общий бюджет (аппараты президента и премьер-министра, Меджлис, министерства и различные организации) – 344,5 млрд. тур. лир;
- Ведомства, распологающие отдельным бюджетом (различные госучреждения, включая исследовательские центры и учебные заведения) – 38,9 млрд.;
- Надзорные и регулирующие органы – 2,0 млрд. тур. лир.
Итого в общей сумме на 2012 г. – 385,5 млрд. тур. лир, включая 81,7 млрд. тур. лир – на содержание персонала и 14,3 млрд. – на соцстрах.
Общий бюджет за вычетом помощи, выделяемой Казначейством (33,4 млрд. тур. лир), и доли от получаемых доходов (1,2 млрд. тур. лир) составляет 350,9 млрд. тур. лир. Как можно заметить, эта величина на 12% превышает фактические расходы 2011 года.
С функциональной точки зрения вышеуказанная сумма, 350,9 млрд. тур. лир, разбивается следующим образом:
- Общие государственные услуги (108,4 млрд. т.л.)
- Социальное страхование и социальная помощь (76,4 млрд. т.л.)
- Образовательные услуги (53,1 млрд. т.л.)
- Экономические вопросы и услуги (43,8 млрд. т.л.)
- Поддержание общественного порядка и безопасности (23,6 млрд. т.л.)
- Оборона (18,3 млрд. т.л.)
- Здравоохранение (15,5 млрд. т.л.)
- Культурно-развлекательные и религиозные услуги (6,6 млрд. т.л.)*; * - здесь на долю Управления по делам религии приходится (3,9 млрд. т.л.)
- Жилье и социальное обеспечение (4,9 млрд. т.л.)
- Защита окружающей среды (363 млн. т.л.)
Прогнозируемый рост расходов на Центральную администрацию, указанный в приложении к Закону – 8,5% в 2013 году (418,6 млрд. тур. лир без помощи Казначейства и доли от доходов) и 7,5% в 2014 году (449,8 млрд.).
Рассматривая «нормы расходов» отдельных ведомств можно отметить, что в числе проходящих по общему бюджету, за исключением естественным образом выделяющихся Министерства финансов (88,6 млрд. т.л.) и Казначейства (64,7 млрд.), ответственных за «текущие операции» государства, лидируют: Министерство образования (39,2 млрд.), Министерство труда и социальной защиты (31,6 млрд.), Министерство обороны (18,2 млрд.), Министерство здравоохранения (14,4 млрд.) и Управление общей безопасности (12,1 млрд. т.л.).
С точки зрения объёма расходов на персонал, «рейтинг» выглядит следующим образом. Безусловным лидером является Министерство образования (27,7 млрд.), за которым следуют: Управление общей безопасности (8,8 млрд.), Министерство обороны (8,2 млрд.), Министерство здравоохранения (6,8 млрд.) и приблизительно на одном уровне по расходам идут Управление по делам религии и Министерство юстиции (по 3,2 млрд. т.л.).
Обращаясь к организациям, проходящих по отдельным бюджетам, и к ведомствам, осуществляющим надзорные и регулирующие функции, можно отметить, что лидерами в первой группе по общему объему бюджетов являются Генеральный директорат водного хозяйства (8,0 млрд. т.л.), Генеральный директорат автомобильных дорог (6,2 млрд.), Генеральный директорат Управления кредитов и общежитий высшего образования (4,4 млрд.), Генеральный директорат лесного хозяйства (1,9 млрд.), Управление научных и технологических исследований (1,6 млрд.). В числе организаций с наибольшими расходами на персонал фигурируют те же организации, пусть и в несколько иной последовательности.
Среди государственных университетов говорить о получающих наибольшее финансирование не имеет смысла, хотя в их числе и выделяется несколько групп. Однако, в целом внутригрупповое распределение средств – достаточно равномерное.
Во второй группе (куда входят надзорные и регулирующие ведоства) места распределились следующим образом: Совет по информационным технологиям и связи (общий бюджет - 1,3 млрд. т.л.), Агентство по контролю и регулированию финансового рынка (165 млн.), Высший совет по радио и телевидению (137 млн.) и Агентство по регулированию энергетического рынка (116 млн.). Что же до расходов на персонал, то они колеблются в диапазоне от 15 до 60 млн. тур. лир.
Помимо вопросов бюджетирования Центральной администрации, немаловажное место в Законе №6260 отведено принципам и квотам набора персонала на государственную службу в 2012 году. При этом кадровые госслужащие, персонал с временными трудовыми соглашениями и рабочие рассматриваются отдельно.
Применительно к кадровым сотрудникам предусматривается возможность приёма на работу до 50% кадров, освободивших по тем или иным причинам (выход на пенсию, смерть, увольнение и перевод) свои позиции в 2011 году. Для тех ведомств, чьи потребности при таком подходе оказываются незакрытыми, предусматривается возможность приёма на работу в рамках выделенных квот: 5 000 – для ВУЗов, 29 000 – для прочих ведомств.
Следует заметить, что Закон, естественным образом, предусматривает целый ряд исключений из означенных квот, включая, к примеру, вооруженные силы, антитеррористические организации, службы безопасности, ряд категорий медицинских работников, судейских служащих, а также задействованных в таких сферах деятельности, как: сбор налогов, социальная защита, приватизация. Исключением является также приём на работу людей с ограниченными возможностями. Они также выводятся за рамки расчётов 50%-го объёма замещения выбывших кадров. При этом приём на работу новых кадров (с учётом требований Закона о государственных служащих №657, в т.ч. в части, затрагивающей вопросы «исключений из правил») осуществляется по согласованию с Управлением по государственным служащим (DPB).
«Красная линия» (50%) действует и при приёме на работу работников ВУЗов, за исключением исследовательских кадров, для которых предусмотрено 100%-е замещение. В том случае, если таким образом потребность в преподавательском составе не будет закрыта, предусматривается квота в 9 тыс. мест, из которых 4 тыс. (дополнительная квота к указанным выше 5 тыс. местам) отдано исследовательским кадрам в рамках Программы подготовки предподавательского состава. Однако и здесь есть исключения, выведенные за рамки квот и пределов замещения – к примеру, они касаются исследовательских кадров в сфере медицины и стоматологии, которые проходят обучение за рубежом.
Применительно к работающим по временным соглашениям, предусматривается продление договорных отношений, при отсутствии возражений со стороны нанимателей, с поправкой размера оплаты труда на условия 2012 года. При этом не допускается превышение количества таких работников по сравнению с предыдущим годом (опять же за исключением возможности принятия «отдельных» решений). Занятость постоянных и временных рабочих ограничена рамками бюджета.
Разъяснение положений Закона №6260 в части приёма на работу госслужащих в 2012 году, а также разбивка по ведомствам установленных квот, рассмотренных по тексту выше (29 + 5 тыс. мест), обнародована Управлением по государственным служащим в конце марта с.г.
Ниже приведены основные данные из этой разбивки. При этом рядом с квотами указаны приблизительные сведения о текущем количественном составе того или иного ведомства или их группы с тем, чтобы оценить масштаб того набора, который будет произведён в текущем году. Итак:
- Квота для университетов – 5 000 мест (общая текущая численность предподавательского состава и служащих ВУЗов приближается к 200 тыс. чел., рост около 2,5%).
- Квота для Министерства образования – 12 430 мест (текущая численность около 815 тыс. чел., рост около 1,5%).
- На прочие ведомства приходится 15 805 мест. В их числе лидируют:
- Управление по делам религии - 4 800 мест (тек. – около 100 тыс. чел., рост – 5%);
- Агентство по государственным больницам - 1 206 (тек. – около 233 тыс. чел., рост – менее 1%);
- Министерство семьи и социальной политики – 900 (тек. – около 10,4 тыс. чел., рост – 9%);
- Министерство финансов – 675 (тек. – около 23,1 тыс. чел., рост – 3%);
- Директорат лесного хозяйства – 550 (тек. – около 17,6 тыс. чел., рост – 3%);
- Министерство внутренних дел – 525 (тек. – около 20,8 тыс. чел., рост – 2,5%);
- МИД – 500 (тек. – около 3,2 тыс. чел., рост – 16%);
- Управление по кредитам и общежитиям – 420 (тек. – около 7,2 тыс. чел., рост – 6%);
- Министерство юстиции – 400 (тек. – около 87,8 тыс. чел., рост – менее 1%);
- Директорат водного хозяйства – 350 (тек. – около 7,3 тыс. чел., рост – 5%);
- Директорат регистрации и кадастра – 300 (тек. – около 15 тыс. чел., рост – 2%);
- Министерство окружающей среды и урбанизации – 300 (тек. – около 9,6 тыс. чел., рост – 3%);
- Министерство транспорта, морского сообщения и связи – 300 (тек. – около 2,8 тыс. чел., рост – 11%) и т.д.
Ещё раз следует обратить внимание на тот факт, что указанные квоты не включают ряд ведомств и категорий работников. К таковым относятся, в частности: Министерство обороны, Жандармерия, Береговая охрана, Управление общей безопасности, а также кадры, ранее назначенные в Министерство образования.
В развитие вопроса необходимо отметить принятие 4 июля с.г. т.н. «Сумочного закона» («Torba Yasası»), предусматривающего внесение ряда корректировок и дополнений к указанным выше квотам. Основными из них надо считать дополнительный приём на работу в Министерство образования 40 тыс. учителей, а также прием на работу в Управление общей безопасности 30 тыс. полицейских. Разумеется, следует ожидать, что в ближайшее время будут опубликованы соответствующие корректировки и к Закону № 6260.
Кратко подводя итоги данной статьи, можно сказать, что «поднятый пласт» статистической информации и рассмотренные документы позволяют сделать следующие выводы.
Расходы на содержание Центральной администрации в целом и на персонал, в частности, демонстрируют в Турции стремительный рост, увеличившись за десятилетие в 3,6 и 6 раз соответственно. В 2012 предполагается 12%-й рост расходов по сравнению с 2011 г. Ожидается, что в последующие два года рост расходов будет в среднем на уровне 8%.
В функциональной разбивке расходов, запланированных на 2012 г., обращает на себя внимание статья «Культурно-развлекательные и религиозные услуги» и та доля, которая в ней «причитается» Управлению по делам религии - порядка 60%. Это позволяет заключить, что турецкое государство «развлекает» и «воспитывает» граждан, как минимум, в одинаковых пропорциях.
Наибольшими получателями бюджетных средств являются ведомства, отвечающие за образование, труд и социальную защиту, оборону, здравоохранение и безопасность. В разрезе расходов на служащих в «пятёрку» лидеров попадают – Управление по делам религии и Минюст, что также по своему символично.
Согласно Закону №6260 в 2012 году планировалось принять на работу 34 тыс. новых госслужащих (без учёта замещения выбывших и, разумеется, не включая найм сотрудников целым рядом ведомств, в частности, в сфере обороны и безопасности). В числе крупнейших получателей кадров выделяются Министерство образования, государственные университеты, Управление по делам религии. Остальные заметно отстают. При этом с точки зрения «относительного пополнения» ведомств наиболее динамичными являются: МИД (16% роста численного состава), Минтранспорта (11%), Министерство семьи и социальной политики (9%), Управление водного хозяйства и Управление по делам религии (по 5%).
Картина, изложенная выше в п.4, несколько меняется, хотя и непринципиально, с открытием новых вакансий для предподавателей и полицейских в рамках т.н. «Сумочного закона». Здесь небезынтересно появление публикаций, указывающих, что из 40 тыс. учителей, которые будут приняты на работу, необходимо 8 тыс. учителей по предмету «Религия, культура и этика» (третье место в общем списке требуемых специалистов). Авторами отмечается, что в том случае, если этот набор осуществить не удастся, то к предподаванию будут привлекаться сторонние преподаватели на платной основе, в частности, выпускники богословских учебных заведений, включая действующих священнослужителей.
Завершая: пополнение кадров в текущем году идёт полным ходом. Если сравнивать статистические данные Управления по государственным служащим по количественному составу чиновников в середине апреля с.г., которую автор приводил в статье, и на настоящее время, нетрудно заметить произошедшие за несколько месяцев изменения, чётко отражающие интенсивную динамику процесса.
Конечно, изложенное выше охватывает лишь частично вопросы приема на госслужбу в Турции в текущем году с теми ограничениями, которые неоднократно озвучивались по тексту статьи, однако, думается, что даже с их учётом общая картина и некоторые акценты, которые делает современное турецкое руководство в рамках развития государственного сектора и реформирования страны в целом – достаточно прозрачны.